Кафедра химической технологии и новых материалов
Кафедра химической технологии 1983-1988
Кафедрой заведует академик В.А.Легасов
Приходится однако констатировать, что смена парадигмы химической технологии, а именно переход в 60 - 70-е годы к глубокой математизации и теоретическим обобщениям в технологической науке не получили должного отражения в деятельности кафедры химической технологии. Ряд исследователей условно датируют начало этого периода выходом в свет капитального руководства Р.Берда, В.Стьюарта и Е.Лайтфута "Явления переноса" (1960 г.).
Достижения ряда крупных зарубежных и отечественных научных школ в этот период отчетливо показали, что объективные потребности развития технологии ведут к формированию нового вполне самостоятельного и глубоко содержательного уровня теоретического исследования объектов материального мира - с более сложной структурой и механизмами функционирования, чем традиционные объекты классической макроскопической теории физико-химических явлений. Так, типичными для химической технологии являются системы с регулярным относительным движением взаимодействующих диспергированных сред. Действительно, подавляющая часть технологических операций по химическому превращению веществ или разделению смесей веществ включает в себя межфазный перенос вещества и энергии, интенсивность которого определяется развитостью поверхности контакта фаз. Последовательный теоретический анализ такого рода систем наталкивается на принципиальные трудности, связанные со сложной геометрией межфазной поверхности и невозможностью строгого определения индивидуальных объемных и поверхностных свойств каждой из контактирующих фаз вследствие их высокой степени дисперсности. Для построения адекватных и в то же время достаточно конструктивных моделей процессов в гетерогенных средах необходимо прибегнуть к тому или иному способу осреднения свойств контактирующих фаз и потоков. И этот переход на "надмакроскопический" уровень теории по своему фундаментальному характеру может быть сопоставлен с переходом от статистики молекул к классической модели сплошной гомогенной среды. Осредненные математические модели технологических объектов бесконечно многообразны; соответственно отличаются разнообразием и экспериментальные методы их идентификации и использования в решении задач оптимизации технологических процессов.
В этой связи достойно сожаления, что в свое время, в 70-е годы, не был реализован широко поддержанный коллективом факультета проект корпуса модельных установок при Химическом факультете, который конечно, катализировал бы работы по математическому моделированию и теоретическим основам химической технологии.
Позитивным шагом в плане перебрасывания моста между сложившимися курсами классической физической химии и химической технологии было включение в 1977 г. в учебную программу факультета, при активной поддержке тогдашнего декана И.В.Березина, нового курса "Химическая макрокинетика". Курс был разработан воспитанником кафедры физической химии М.С.Сафоновым. После прихода на заведование кафедрой химической технологии академика В.А.Легасова (1983 г.) этот курс вошел в качестве базовой составной части в обновленный курс химической технологии.
Академик Валерий Алексеевич Легасов (1936 - 1988) был носителем и ярким выразителем современной фазы развития технологии, характеризующейся тем, что синтез (создание) новых технологических систем ведется в рамках общей стратегии экологической безопасности и долговременного обеспечения экономики сырьевыми и энергетическими ресурсами, причем эти задачи решаются на базе дальнейшего углубления теоретического аппарата технологической науки. Несмотря на относительно молодой возраст, В.А.Легасов имел весьма влиятельные позиции в советской научной иерархии, прежде всего как первый заместитель директора крупнейшего Института атомной энергии им. И.В.Курчатова, пост директора в нем занимал авторитетный руководитель советской науки, Президент Академии наук СССР А.П.Александров. Большой фотографический портрет А.П.Александрова находился на видном месте в его кабинете на кафедре. Обладая полнотой информации по стратегическим вопросам соперничества СССР и Запада, В.А.Легасов остро осознавал и переживал нараставшее стратегическое технологическое отставание страны, и прежде всего, - в сфере разработки новых поколений ресурсосберегающих технологических систем. Именно поэтому он отнесся к работе на факультете с огромной ответственностью, ставя задачу обеспечить такую технологическую подготовку выпускников университета, которая способствовала бы воспитанию химиков - исследователей широкого профиля, способных к активной работе по преодолению технологического отставания страны.
Масштабы научно-организационной активности В.А. Легасова несоизмеримы с обычной практикой университетской кафедры. Однако сам он придавал вопросу усиления технологической подготовки выпускников университета на базе кафедры химической технологии первостепенное значение. Он лично участвовал в составлении так называемой "Декларации" – "Основные требования к химико-технологическому образованию выпускника химического факультета МГУ", которые написаны на стенах лекционной аудитории кафедры для усвоения не только преподавателями но и студентами. Пожалуй, наиболее ярко это проявилось в том внимании, которое было им уделено организации в 1986 г. специализированной учебной группы "Физико-химия перспективных процессов и материалов и ядерно-химических методов исследования." Обучение в этой группе предусматривало наряду с традиционными занятиями в составе группы, индивидуальные занятия под руководством научных кураторов из числа ведущих профессоров и преподавателей кафедры, а также самостоятельную работу "под проблему". Валерий Алексеевич не делал секрета из своего желания сделать эту группу центром по воспитанию специалистов, которые обладали бы "... умением осуществлять квалифицированную химическую экспертизу технологического процесса, вскрывая его сильные и слабые стороны, способностью оценить технологическую и потенциальную экономическую значимость фундаментальной разработки, ... знанием механизмов внедрения химических идей в технологию, пониманием причин, по которым одни химические идеи оказались более перспективными, чем другие ... ." Нехватка такого рода специалистов, ориентированных на создание технологических процессов завтрашнего дня, остро ощущалась в те годы и конечно продолжает ощущаться ныне.
С самого начала в работе с этой группой активное участие принимали профессор Ю.Д.Третьяков, доц. Л.В.Кубасова. Основными кураторами студентов стали сотрудники лаборатории криохимической технологии, входившей в то время в состав кафедры химической технологии. После того, как Ю.Д. Третьяков стал во главе кафедры неорганической химии, эта группа постепенно перешла под кураторство кафедры неорганической химии и изменила свой научный профиль за счет усиления материаловедческой проблематики.
С первых шагов своей деятельности на кафедре В.А. Легасов подчеркивал особую озабоченность растущей опасностью для человека и биосферы со стороны технологических систем, число и мощность которых непрерывно увеличивается. В.А.Легасов пришел к выводу, что "в нашей отечественной науке произошел пропуск целой области научного знания, которая сейчас получила название промышленной безопасности" (цитируется по его последней публичной лекции), и выступил еще до Чернобыльской трагедии с целым рядом инициатив с целью ликвидации этого белого пятна в отечественной науке. В духе нового понимания ситуации читаемый силами кафедры прежний описательный, фактологического характера, курс лекций "Охрана природы" был трансформирован в проблемно-ориентированный курс "Безопасность химических производств для человека и окружающей среды".
Эта вовлеченность В.А. Легасова в проблематику техногенных катастроф оказалась узловым моментом его личной судьбы. "За мужество, стойкость и героизм, проявленные при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС" (цитируется текст указа Президента России от 18.09.1996 г.) В.А. Легасову посмертно, спустя десятилетие после катастрофы, присвоено звание Героя России.
В.А. Легасовым были предприняты энергичные шаги по усилению компьютерного оснащения кафедры и более полному освещению в учебном курсе теоретических вопросов макрокинетики химических процессов и методологии математического моделирования химико-технологических систем. Была поставлена задача добиться высокого уровня информационного обеспечения кафедры на основе машиночитаемых банков данных. К сожалению, далеко не все начинания В.А.Легасова были реализованы; не дошло дело до планировавшегося оснащения кафедры современным оборудованием и опытными стендами. Краток был срок его руководства кафедрой (с 1983 по 1988 г.). При этом часть времени ушла на решение вопросов реорганизации после объединения, оказавшегося временным, кафедр химической технологии и радиохимии (1985); а затем последовала полная вовлеченность В.А.Легасова в работы по ликвидации последствий Чернобыльской аварии, тяжелая болезнь, вызванная полученной в Чернобыле высокой дозой радиации, и пришедшее под воздействием болезни решение покончить с жизнью в день второй годовщины аварии.
М.С. Сафонов, Л.В. Кубасова
|