Витализм и его опровержение

Петр Зоркий, Химфак МГУ
Витализм (от vitalis – жизненный, живой) – идеалистическое направление в биологии и философии.

     Истоки виталистических представлений находим у Платона (психея – бессмертная душа) и Аристотеля (энтелехия – нематериальная сила, управляющая живой природой). Нидерландский химик и биолог
ван Гельмонт (17 в.) считал, что есть грань между телами неживой природы и живыми существами; он говорил об археях – духовных началах, регулирующих деятельность органов тела. Немецкий врач и химик Георг Шталь (18 в.) полагал, что жизнью организмов управляет душа, которая обеспечивает их целесообразное устройство.
     В начале 19 в. немецкий естествоиспытатель Тревиранус ввел термин "vis vitalis" (жизненная сила), обозначающий нематериальное начало жизни; тогда же появилось название направления – витализм. Шведский химик Йенс Якоб Берцелиус в то время был приверженцем виталистических представлений. Он перенес их в химию, предположив (1809), что органические вещества в отличие от неорганических относятся к живой природе и содержат vis vitalis. Поэтому якобы органические вещества не могут быть получены из неорганических.
     В 1828 г. немецкий химик Фридрих Вёлер получил мочевину упариванием водного раствора цианата аммония; типичное органическое (и притом "природное") вещество – мочевина – было получено из типичного неорганического вещества – цианата аммония. Однако и после этого сторонники витализма отстаивали свои позиции (мочевина – это "отход", не входящий в состав живых организмов) и продолжали утверждать, что такие составляющие живой материи, как углеводы, жиры, органические кислоты не могут быть синтезированы без участия жизненной силы. Сокрушительный удар витализму нанес немецкий химик Адольф Кольбе, который в 1845 г. получил уксусную кислоту из элементов (т.е. из углерода, кислорода и водорода) через сероуглерод. Окончательным опровержением витализма в химии стали многочисленные синтезы великого французского химика Марселена Бертло, среди которых следует особо отметить синтез метана из сероуглерода и сероводорода (1854), ацетилена из элементов, путем пропускания водорода через пламя вольтовой дуги между двумя угольными электродами (1862), а также синтез искусственных жиров (1854).
     Во второй половине XIX в. и в начале XX в. виталистическую концепцию отстаивал немецкий биолог Ханс Дриш, который сначала пытался опираться на экспериментальные факты, а затем, разочаровавшись в таком подходе, построил теорию (неовитализм), согласно которой сущность жизненных явлений составляет "энтелехия" – термин, заимствованный у Аристотеля и обозначающий "нечто, в самом себе несущее цель". По мнению Дриша и его последователей, энтелехия действует вне времени и пространства и непознаваема. Проблема, таким образом, оказалась вне компетенции естествознания и в дальнейшем обсуждалась в рамках идеалистической философии.
     Виталистические пережитки оказались, однако, чрезвычайно устойчивыми и вплоть до настоящего времени появляются в разнообразных псевдонаучных взглядах и "теориях", живут в широкораспространенных предрассудках. К их числу относятся, например, суеверия типа "всё искусственное, всё синтетическое вредно (особенно синтетические лекарства)" (хемофобия), "природное, натуральное – это хорошо", биополя, живительная энергия из космоса и т.п.

К оглавлению учебных материалов

Лаборатория кристаллохимии. Химфак МГУ
Химфак МГУ
МГУ