ИВАНОВ С. В.,
руководитель департамента химической и
микробиологической промышленности Министерства
промышленности, науки и технологий РФ
Место химической индустрии в развитии
экономики страны определяется ее важной ролью
как одного из крупных базовых комплексов
народного хозяйства России, который
обеспечивает многие отрасли промышленности и
сельское хозяйство сырьем,
социально-ориентированной продукцией,
способствует формированию прогрессивной
структуры производства и потребления, развитию
новейших отраслей и направлений, обеспечивает
экономию и сохранение жизненно важных ресурсов,
повышение производительности труда в смежных
отраслях.
Все большее значение приобретает использование
химических технологий и методов при очистке и
обезвреживании жидких и газообразных сред в
различных отраслях, переработке и утилизации
отходов.
Химический комплекс, являясь крупным
поставщиком сырья, полупродуктов, различных
материалов и изделий (пластмассы, химические
волокна, шины, лаки и краски, красители,
минеральные удобрения, кормовые добавки,
лекарственные препараты, медоборудование и т. д.)
почти во все отрасли промышленности, сельского
хозяйства, в здравоохранение, сферу услуг,
торговлю, науку, культуру и образование,
оборонный комплекс, оказывает воздействие на
эффективность их функционирования, развитие в
них новых перспективных направлений.
Несмотря на известные потери в ходе проводимых в
стране реформ, химическая промышленность
сохраняет заметную роль в формировании
важнейших макроэкономических показателей. На
предприятиях отрасли сосредоточено около 8%
основных фондов промышленности страны,
производится почти 6% промышленной продукции
России. Они обеспечивают более 7% налоговых
платежей и других доходов в консолидированный
бюджет и около 5% общероссийского объема валютной
выручки. О роли и значении химической индустрии в
развитии экономики свидетельствует то
обстоятельство, что уровень химизации народного
хозяйства является общепризнанным в мировой
практике критерием научно-технического
прогресса.
Экономические реформы и процессы структурной
перестройки экономики страны оказались трудными
во всех отношениях для всех сфер народного
хозяйства, и, особенно, для промышленности, в том
числе и для химической индустрии. Необходимость
переориентации производственной деятельности
предприятий применительно к жестким требованиям
рынка в условиях резкого сокращения объема
инвестиций в техническое развитие производства
обострила влияние сформировавшихся на
протяжении многих лет негативных тенденций и,
прежде всего, нарастающего отставания
технического, экологического и экономического
уровня химических производств от
соответствующих показателей развитых стран.
Существенные потери понесла наша отрасль в
результате начавшихся с начала 90-х годов
процессов дезинтеграции экономики на
пространстве бывшего Союза, что крайне
болезненно отразилось на функционировании
многих химических предприятий из-за разрыва
технологически связанных производств (что
является одной из особенностей нашей отрасли).
Анализируя состояние отрасли, можно
констатировать, что при известных отраслевых
особенностях в ней проявляются практически все
проблемы и трудности переходного периода, с
которыми сталкивается экономика страны.
На ухудшение ситуации в последние годы в
химической промышленности неблагоприятное
влияние оказали также и общеэкономические
факторы. В их числе — неэффективные схемы и
механизмы приватизации, использование которых
не обеспечило решение важнейшей задачи
экономических преобразований — формирование
эффективного собственника; практически
неконтролируемая либерализация цен на продукцию
и услуги естественных монополий; налоговая и
кредитно-финансовая политика, не отвечающая в
полной мере задачам поддержки и развития
реального сектора экономики.
В результате влияния отрицательных тенденций и
факторов отраслевого и общеэкономического
характера процесс адаптации значительной части
предприятий химической промышленности к новым
условиям хозяйствования проходит достаточно
сложно и с неоправданно высокими
социально-экономическими издержками.
Однако при всей сложности ситуации в химической
промышленности, имеются необходимые возможности
для стабилизации ее работы, развертывания
широкомасштабной структурной перестройки и
переходу отрасли к устойчивому экономическому
развитию.
Основными предпосылками для этого являются:
В рамках начавшихся в экономике страны
позитивных процессов положительные результаты
достигнуты и в химической промышленности. Рост
объема производства химический продукции
составил 39%. Положительная динамика сохраняется
и в первом полугодии текущего года.
Уровень загрузки производственных мощностей в
целом по отрасли повысился до 61%, превысив на 14%
показатель 1998 года. По ряду важнейших продуктов
(полипропилен, смола ПВХ и сополимеры
винилхлорида, метанол) загрузка мощностей
превысила 75%, а по полиэтилену достигла 87%.
Финансово-экономическое состояние большинства
предприятий отрасли в 1999-2000 годах улучшилось, что
расширило их возможности инвестирования
технического развития.
В отрасли сформировался достаточно весомый
сектор стабильно рабо-тающих и находящихся в
относительно устойчивом финансовом положении
предприятий. Доля предприятий, работающих
прибыльно, достигла 70% против 48,5% в 1998 году.
Достижению позитивных результатов
способствовал ряд факторов, в частности:
Отмечая позитивные факторы в развитии
отрасли в последние годы, следует указать, что
они в значительной мере связаны с последствиями
финансового кризиса 1998 года и девальвацией
рубля, в результате которых отечественные
производители получили своеобразный
защитительный ценовой барьер, действие которого,
однако, носит временный характер. Об этом
свидетельствует тот факт, что при сохранении в
целом динамики показателей работы химического
комплекса, наметилась тенденция к замедлению
темпов роста производства продукции.
В химическом комплексе, как и в экономике страны
в целом, пока не проявляется действие новых
реальных стимулирующих факторов (инновационная
составляющая развития, расширение
платежеспособной емкости важнейших сегментов
внутреннего рынка, крайне слабое участие
банковской сферы в инвестировании реального
сектора и т.д.), которые в ближайшей перспективе
будут в решающей степени определять темпы и саму
возможность устойчивого экономического роста.
Для обеспечения стабилизации работы предприятий
комплекса и его устойчивого экономического
развития в перспективе требуется решение целого
ряда вопросов и, прежде всего, повышения
технической и ценовой конкурентоспособности
химического комплекса.
Это обусловлено значительным отставанием уровня
технической и экономической
конкурентоспособности многих производств и
продукции комплекса от зарубежного уровня.
Значительная часть производственного
потенциала отрасли характеризуется низким
техническим уровнем, не обеспечивающим
необходимых предпосылок для выпуска
конкурентоспособной (по качественным и ценовым
параметрам) продукции, что уже в ближайшей
перспективе серьезно осложнит ситуацию для
российских предприятий не только на внешнем, но и
на внутрироссийском рынках.
Тенденция снижения технологического уровня
приобрела устойчивый характер, и изменить ее
пока не удалось. Большинство предприятий
придерживается в своей инновационной
деятельности в основном имитационной,
догоняющей стратегии, внедряют уже существующую
продукцию.
Средняя энергоемкость единицы химической
продукции в 2-3 раза выше, чем в США, на 20-50% выше
потребление воды, как технологической, так и
оборотной, производительность труда, по
сравнению с США, в 5-20 раз ниже. Смена поколений
технологических процессов осуществляется через
20-25 лет, при 7-8 летних сроках смены в ведущих
странах.
Износ основных производственных фондов и,
особенно их активной части, превысил в целом по
отрасли 75%, а в ряде подотраслей (химических
волокон и нитей, основной химии,
стеклопластиков и стекловолокна) и на многих
предприятиях - более 80%.
Учитывая значительный износ производственного
аппарата велика вероятность существенного
сокращения в ближайшие годы производственного
потенциала отрасли в связи с ожидаемым массовым
выводом устаревших мощностей, если оно не будет
компенсировано вводом новых мощностей.
Нельзя удовлетвориться качеством факторов
роста, а также темпами и масштабами решения
важнейших проблем структурно-технологического
характера (перевооружение технической базы
отрасли за счет создания экологически чистых
безотходных технологий замкнутого цикла на
основе энергосберегающих процессов,
комплексного использования сырья и вторичных
энергетических ресурсов; увеличение объема
наукоемкой продукции; улучшение структу-ры
внешнеторгового оборота).
Актуальность скорейшего решения проблем
структурно-технологической перестройки отрасли
помимо сказанного диктуется также следующими обстоятельствами:
Уровень использования возможностей
действующей технологической базы в значительной
мере исчерпан, и требуется реализовать широкую
программу ее технологической модернизации.
Необходимо выделить ряд серьезных ограничений
развития отрасли, без нейтрализации которых ее
устойчивое развитие с поддержанием необходимых
темпов в 5-7% в среднегодовом исчислении и
проведение масштабной
структурно-технологической перестройки будет
серьезно осложнено.
Главными из них являются:
Во-первых, научно-техническая составляющая.
Кризис серьезно затронул научно-техническую
сферу отрасли. С 1991 года численность научных
работников сократилась в 4 раза, объем
финансирования институтов - в 13 раз
Существенно снизилась фондовооруженность
работников институтов, ускорились темпы
старения технологического оборудования научных
организаций и их экспериментальных баз.
Удельный вес машин и оборудования
опытно-экспериментальных производств,
находящихся в эксплуатации более 10 лет,
составляет почти 55%, приборов и устройств более
40%.
Развиваются такие негативные тенденции, как
сужение или ликвидация перспективных
направлений научной деятельности.
Во-вторых, инвестиционная составляющая. Объем
инвестиций в развитие отрасли из года в год
снижается, причем этот процесс особенно
ускорился в последние 5 лет и в 2000 году он
составил 22% к уровню 1991 года.
Уменьшение объемов инвестиций в
производственное строительство привело к
консервации, замедлению или прекращению
строительства большого количества
производственных мощностей, в том числе около 40
объектов на базе комплектного импортного
оборудования, уже поставленного на предприятия.
Практически прекращено строительство целого
ряда мощностей на базе отечественного
оборудования с большими затратами
государственных средств на строительный задел.
Многократно снизился объем финансирования
инвестиционных проектов за счет бюджетных
источников. В 2000 году доля бюджетных средств в
общем объеме инвестиций составила менее 0,7%.
Компенсация этого источника финансирования за
счет амортизационных отчислений не
представляется возможным, поскольку в связи с
высокой степенью износа основных
производственных фондов амортизация
начисляется только на 40% стоимости основных
фондов и 22% стоимости оборудования.
В последние годы коэффициент обновления
основных производственных фондов снизился до 0,6,
что в 10-12 раз ниже минимально необходимого. В 2000
году этот показатель повысился до 2,9, что, однако,
явно недостаточно, учитывая состояние
производственного аппарата отрасли.
В этой связи, важнейшей задачей является
закрепление и развитие положительных тенденций
в инвестиционной сфере химической индустрии и, в
частности, ускорение строительства и ввод в
действие важнейших объектов, в том числе
мощностей, для которых имеется в наличии
оборудование, в первую очередь, комплектное
импортное, что обеспечит потребности
внутреннего рынка, повысит экспортный потенциал
отрасли, а также решит ряд сырьевых проблем
химических производств.
В-третьих, сырьевое обеспечение.Состояние
сырьевой базы отрасли является одной из
критических проблем, которая во многом
определяет важнейшие параметры ее
функционирования.
Устойчивое развитие химической и
нефтехимической промышленности невозможно без
решения проблемы обеспечения предприятий
отрасли углеводородным сырьем, на базе которого
производится более 70% производимой химической
продукции.
Несмотря на принимаемые в последние годы меры,
потребности отрасли в углеводородном сырье
удовлетворяются далеко не в полной мере.
Прогнозные оценки показывают, что потребность
химической и нефте-химической промышленности в
углеводородном сырье при намечаемых ежегодных
темпах развития в 5-7%, даже в условиях внедрения
ресурсосберегающих технологий, возрастут к 2005
году по сравнению с 1999 г. в 1,5-2 раза, что
требует принятия комплекса мер,
предусматривающих, в частности, усиление
государственного регулирования и
ориентирования на реализацию стратегически
важного курса на всемерное расширение
потребления углеводородного сырья на внутреннем
рынке, прежде всего, для развития химической
индустрии.
В декабре 1999 года Министерство экономики РФ
утвердило "Стратегию развития химической
промышленности страны на долгосрочную
перспективу", определяющую основные
направления развития отрасли, цели, приоритеты,
методы и механизмы ее реализации в рамках курса
Правительства РФ на формирование новой модели
развития российской экономики, обеспечивающей
эффективное воспроизводство и потенциал
долгосрочного экономического роста.
Стратегической целью развития отрасли в
долгосрочной перспективе ЯВЛЯЕТСЯ ЕЕ
СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ФОРМИРОВАНИЕ
КОНКУРЕНТНЫХ ПРОИЗВОДСТВ НА ОСНОВЕ НАУКОЕМКИХ
ТЕХНОЛОГИЙ, СПОСОБНЫХ УДЕРЖИВАТЬ ПОЗИЦИИ НА
ВНУТРЕННЕМ И ВНЕШНЕМ РЫНКЕ В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОЙ
ЭКОНОМИКИ.
В ведущих подотраслях химического комплекса
приоритетными задачами являются следующие:
В промышленности пластмасс и синтетических смол:
В отрасли химических волокон и нитей;
В производстве соды каустической и продуктов
хлорпотребления:
строительство мощностей на основе
мембранного метода с организацией производства
ионообменных мембран в комплексе с мономерами, и
постепенный вывод ртутных производств
каустической соды с проведением работ по
демеркуризации зданий, строительных
конструкций, оборудования, грунта и организация
новых мощностей с использованием диафрагменных
электролитов (200 тыс. тонн в АО "Усольехимпром",
130 тыс. тонн в АО "Саянскхимпром") и перевод
на мембранный метод в Стерлитамакском АО "Каустик"
(150 тыс. тонн);
В лакокрасочной промышленности:
В промышленности синтетических красителей:
организация производства нитробензола (75 тыс.
тонн) и анилина (50 тыс. тонн) в Березниковском АО
"Бератон", фталоцианиновых пигментов,
азопигментов и других в АО "Заволжский
химзавод";
В шинной промышленности:
В промышленности синтетического каучука:
В промышленности минеральных удобрений:
Намечается комплекс мер по
техническому совершенствованию производства и в
других подотраслях химической индустрии.
Анализ показывает, что дальнейшая стабилизация
работы предприятий отрасли и переход к
устойчивому экономическому развитию во многом
будет определяться решением таких крайне
актуальных проблем, как:
-- реализация комплекса мер по обеспечению
повышения конкурента-способности химической
продукции на внешнем и внутреннем рынках;
-- существенным повышением роли научных
организаций и заводского сектора по
научно-техническому обеспечению развития
отрасли на иннова-ционной основе;
-- стабильность обеспечения химических
предприятий основными видами сырья (природный
газ, ШФЛУ, горнохимическое сырье, целлюлоза и др.);
-- усилением роли государства в регулировании цен
и тарифов на продукцию естественных монополий и
защите интересов отечественных производителей
на внешнем и внутреннем рынках.
Особая роль в решении проблемы повышения технической и ценовой конкурентоспособности продукции отрасли принадлежит научно-исследовательским организациям и заводскому сектору науки.
Несмотря на значительные потери и издержки за годы реформ, отраслевой и заводской сектор отраслевой науки располагают значительным потенциалом для научно-технического обеспечения устойчивого развития химического комплекса и проведения в нем широкомасштабной структурной перестройки. По мере стабилизации положения дел в экономике востребованность результатов науки будет расти, и эта тенденция усиливается.
При этом приоритетной задачей отраслевой науки и ее заводского сектора является создание процессов и технологий, призванных решить следующие приоритетные задачи:
Важным резервом повышения
эффективности химических производств является
развитие вертикально-интегрированных структур,
которые позволяют в наибольшей степени
реализовать преимущества единых
технологических цепей от сырья до получения
конечной продукции.
Опыт функционирования нефтехимического
холдинга АК "Сибур" подтверждает этот вывод.
Важной проблемой является сохранение или
воссоздание существовавшей ранее разветвленной
технологической кооперации со странами СНГ в
целях снижения затрат на воспроизводство в
России критически важных технологий, ранее
развивающихся в других республиках Советского
Союза и оказавшихся в них невостребованными в
новых условиях.
Обеспечению устойчивого развития химического
комплекса будет в полной мере способствовать
принятие органами государственного управления
следующих мер:
- оказание избирательной государственной
поддержки (финансовыми ресурсами и целевыми
льготами), завершения строительства важнейших
инвестиционных объектов, решающих проблем
импортозамещения и производства
экспортабельной продукции;
- недопущение опережающих темпов роста цен и
тарифов на продукцию естественных монополий по
сравнению с ростом цен на химическую продукцию;
- обеспечение приоритетного снабжения
химических предприятий основными видами сырья
(природный газ, ШФЛУ, продукты переработки нефти,
целлюлоза, апатитовый концентрат), необходимого
для его глубокой переработки в
конкурентоспособную, наукоемкую продукцию;
- оказание финансовой поддержки отечественным
сельхозпроизводителям (в виде субсидий, кредитов
под приемлемый процент, реструктуризации
задолженностей и др.) для расширения их
возможностей в закупке средств химизации
(минеральных удобрений, ХСЗР и др.);
- утверждение Правительством РФ Федеральной
целевой программы ("Повышение
конкурентоспособности отечественных
товаропроизводителей на 2002-2006 годы"), что
создаст необходимые условия по усилению
конкурентных позиций отечественных
товаропроизводителей на внутреннем и внешнем
рынках за счет реализации в производстве
инновационного потенциала страны;
- обеспечение в полной мере реализации закона "О
мерах по защите экономических интересов
Российской Федерации при осуществлении внешней
торговли товарами" N 63 от 14 апреля 1998 года.