![]() |
Раиса Николаевна Зелинская-Платэ | ![]() |
Её формирование как художника и человека прошло среди крупных ученых, художников, мастеров театра и музыки. Дочь великого химика Н.Зелинского и пианистки Е.Кузьминой-Караваевой, Раиса Николаевна Зелинская-Платэ (1910-2001) прожила почти весь XX век. Ей повезло: она была знакома с огромным числом замечательных людей этого века, многих из них увековечила на своих холстах и рисунках. Настоящая книга — это дневники ее жизни, рассказ об ушедших временах и людях, с которыми её свела судьба, о культурной жизни Москвы в 20-60 гг. прошлого века. Для широкого круга читателей, интересующихся отечественной культурой.
От составителей
...Раисе Николаевне в 2010 году исполнилось бы 100 лет. Она не дожила до этого всего немного её 90-летие мы торжественно отметили в
московском Доме ученых, накануне этого события в Третьяковской галерее с успехом прошла большая выставка её работ.
Раиса Николаевна всегда считала и говорила, что прожила долгую, но счастливую жизнь. Счастливую потому, что занималась
любимым делом живописью и музыкой, и потому, что всю жизнь её сопровождали интересные, неординарные люди. И последние лет 30 ей всё
время хотелось рассказать своим друзьям, родственникам и знакомым о временах, которые довелось пережить, и людях, сделавших её жизнь
счастливой просто потому, что в какой-то момент они оказались рядом, и она смогла у каждого из них чему-то научиться...
Конечно, ей повезло. Ведь редко кто из ныне живущих знает имена и занятие даже своих прадедов, а она знала
свою родословную с 13-го века! Редко кому удаётся родиться в семье, где родители и близкие так серьезно и успешно занимаются наукой и
искусством и с раннего детства приучают к этому же своих отпрысков. В семье, где по мере взросления она могла познакомиться и даже
подружиться со знаковыми фигурами из мира науки, театра, музыки, составить своё, личное впечатление о тех, кого ныне живущие чтут
уже как легенды прошлого...Станиславский, Булгаков, Ферсман, Грабарь, Наметкин, Осмеркин, Лемешев, Козловский, Пришвин, Вернадский,
Андрей Белый, Алиса Коонен и многие-многие другие оживают перед читателем воспоминаний Зелинской-Платэ..
Раиса Николаевна прожила всю жизнь в Москве и пережила со своим поколением все перипетии непростой
советской истории. Об этом она и рассказывает в настоящей книге, приводя порой такие детали быта ушедшего времени, что диву даёшься её
памяти и наблюдательности, свойственным действительно настоящим художникам.
Книга эта — не роман и не повесть, а мемуары ровесника ушедшего века, причем мемуары не
законченные — они обрываются где-то на 70-х годах, хотя скончалась Раиса Николаевна в 2001 году и всю жизнь, до самой старости
вела подробные дневники, где личного было не очень много. Причина этого проста — в последние годы ей хотелось как можно больше
заниматься своим основным делом — живописью, писать как можно больше маслом, гуашью, акварелью и карандашом, и на печатание на
машинке ( она звала свои заметки в шутку «мемАУрами») времени и сил недоставало, да и возраст всё же сказывался. Кроме того,
у её наследников не было возможности использовать всё, написанное ею, ибо весь архив и коллекция антиквариата и живописи (работы Врубеля,
Поленова, Лансере, Фалька, Сомова, Зарянко, Бялыницкого-Бируля, Юона, Осмеркина, Лобова и др.), которую она собирала всю жизнь
а частично и унаследовала от своей семьи и семьи своего мужа, были украдены людьми, считавшимися в своё время её
близкими и даже родственниками...
Тем не менее до самого конца своих дней Раиса Николаевна меч;тала, что её «литературный» труд
(хоть она и относилась к нему с присущим ей юмором) когда-нибудь увидит свет и доставит хоть чутоку удовольствия следующему поколению,
а может быть, в какой-то степени и заполнит некоторые пустоты в истории Москвы научной, литературной, театральной и музыкальной, даст
представление о жизни московской интеллигенции 20 века.
Выражаем глубокую благодарность О.Г.Строевой, Е.Н.Платэ, В. К. Быковской, С. Н. Хаджиеву, В. В. Лунину, М. П. Егорову, П. Б. Степанцеву, А.С.Двизину, без действенной помощи и участия которых эта книга не могла бы появиться на свет.
Ссылки в тексте сделаны нами.
На протяжении всей своей жизни я сталкивалась с необыкновенно интересными людьми науки и искусства. Это окружение,
вероятно, отразилось каким-то образом и на мне, сформировало моё мировоззрение и мироощущение. Жизнь прошла хотя и без больших
собы;тий, но зато с большими эмоциональными переживаниями, что дало мне к старости такой большой внутренний запас, который
помогает в этой старости жить.
Детство. Петроград. Квартира в Лесном. Брат Саша. Радость от противогаза | 7 |
1917-й год. Возвращение в Москву. Бабушкина гимназия. Хожу в школу. Квартира на Моховой | 16 |
1918 - 1920-е годы. Саша в Бутырке. Чем заняты профессорские жены.Беспризорники. Хочется кушать | 20 |
Университетский двор. Музыка в лабораториях. Концерты в университете | 31 |
Папа на химфаке. Музыка в его жизни. | 35 |
Трио и квартеты. Хожу в балет. Первая влюбленность. Мама и музыка, биография. «Ночевалыцики». Мама и папа | 42 |
Этот странный НЭП. Культурная жизнь Москвы | 51 |
Ляпуновы— Наметкины на всю жизнь. Знакомство с Грабарями | 54 |
Семья Анненковых. Поэты и стихи. Андрей Белый | 59 |
Генеалогия — вещь интересная | 63 |
Мои школы. Гнесинка и дорога к ней | 72 |
Семья. Брат Саша. Театр. Нахимовы. Первые чистки. | 82 |
Профессура университетского двора | 89 |
Северцовы — Габричевские | 99 |
Другие друзья и необычные гости. Морозов, Хлопины, Козлов, Кюблер | 106 |
Переходный возраст. Пасха. Я говею. Родственники. Лето с семьёй Ильенко | 111 |
Как нас уплотняли. Мандельштамы | 119 |
Мамины именины. Семья Соколовых | 121 |
Николин день | 128 |
Как входила культура. Поездка в Нижний. Большой театр. Узкое. Малый театр. Мир кино. Голейзовский | 133 |
Кисловодск | 146 |
Незабываемая Мацеста. Онкель. Корова «на двоих» | 150 |
Альфред и мы на «Грузии» | 159 |
Ленинград. Эрмитаж. Кристи. Кончаю Гнесинку | 165 |
Подступы к профессии. Общества художников. Студия Рерберга. Грабарь.Фаворский. Лина По | 168 |
Роковые для семьи 30-е годы. Танцую для Мандельштама. Тетя Шура. | 182 |
Опять «Узкое». Первые аресты | 188 |
1933 год. Щелыково. Малый театр. Садовские. Бык Яшка | 191 |
Вокруг А.Н.Несмеянова | 199 |
Летний беззаботный отдых 1936-37 гг | 202 |
Гурзуф. Отдых в «Коровнике». Развлекаемся | 204 |
Институт повышения квалификации. Путь к диплому | 207 |
Казань | 218 |
Возвращение в Москву. Диплом | 233 |
Друзья молодости Рубан и Чащарин | 237 |
Глядя на маститых. Грабарь и Нестеров. Коненков | 240 |
Смутное время. Разгромы и гонения в науке и искусстве | 244 |
Еще о Грабаре | 247 |
Мой Мичурин | 251 |
У Осмеркиных | 257 |
Дунино. Пришвины | 265 |
Как я не написала Алису Коонен | 273 |
И.А.Новиков | 275 |
Таня и Ваня | 279 |
Дикий отдых на турбазах Дома ученых | 283 |
Дом творчества художников в Паланге | 288 |
Дела художественные. МТХ и МОСХ | 294 |
Первая персональная выставка | 303 |
Боремся за памятники культуры. Вечера на Кузнецком, 11 | 305 |
С художниками по городам и весям | 309 |
Портрет — искусство трудное | 313 |
Вместо послесловия | 320 |
Из публикаций Р.Н. Зелинской-Платэ | |
Вечер в студии Иры Жданко | 321 |
«Из призрачного города...» | 323 |
Выдержки из переписки Р.Н. Зелинской-Платэ | |
Из писем к В. Быковской | 361 |
Из писем к А.Двизину | 387 |
Из публикаций о Р.Н. Зелинской-Платэ | |
«К открытию выставки Р.Н.Зелинской» | 405 |
«С ботинками и брюками на фоне Пикассо» | 405 |
«Три квадрата меня рассмешили» | 409 |
«Красивая и утонченная дама» | 415 |
«Пришвин вернулся в Карелию» | 416 |
Из воспоминаний о Р.Н. Зелинской-Платэ | |
«Нас связывало духовное родство...» | 419 |
«Простая и сложная» | 435 |
«Раиса Зелинская» | 440 |
«Она писала просветленную живопись...» | 442 |
«Интерес к людям был присущ ей всегда» | 443 |
«Они выглядят молодо, потому что любят искусство...» | 445 |
Биография Р.Н. Зелинской-Платэ | 446 |
Родословная Р.Н. Зелинской-Платэ | 451 |