ChemNet
 
Химический факультет МГУ

События и итоги

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова
Химический факультет
Российское химическое общество им. Д.И.Менделеева

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ  КОНФЕРЕНЦИЯ

К истории лабораторий:
теория, практика, учебно-образовательная деятельность

20-21 ноября 2017 года


Организационный комитет конференции

Программный комитет конференции

Программа конференции

Сборник тезисов конференции


Сегодня в научной среде возрастает интерес к такой форме организации ученого сообщества и исследовательского труда, как лаборатории. Если исходить из первоначального значения этого слова (лат. laboratorium, от laboro "работаю"), то речь идет о специальном помещении, хорошо оборудованном и приспособленном для опытов и исследований (химических, физических, технических, механических, физиологических и проч.). Действительно, еще со времен алхимии лаборатория была местом, где проводили опыты, получали новые вещества, совершали "Великое Делание". Позднее, во времена становления экспериментального естествознания, именно в лабораториях не только отрабатывались новые методики эксперимента или испытывалось новое оборудование – в них в процессе исследований  рождались и новые теории, формировались основы нового знания. С развитием промышленности появляются заводские (промышленные) лаборатории, цели которых поначалу были в основном аналитическими (контроль качества сырья и выпускаемой продукции). Но с течением времени задачи получения нового знания появляются и здесь, в корпоративных и промышленных лабораториях, постепенно меняясь со временем: от попыток получения в промышленном масштабе, например, найденной в университете новой субстанции до инновационных исследований, конкурирующих по глубине и фундаментальности с научными изысканиями университетских профессоров. Постепенно эта организационная форма начала применяться не только в естествознании, но и в дисциплинах на стыке наук, а также в сугубо гуманитарной практике. И сегодня уже никого не удивляет, что, например, многие гуманитарные факультеты МГУ уже давно также обзавелись лабораториями – они есть на историческом (6 лабораторий), юридическом (2), филологическом (6), социологическом (1), психологическом (5) и других факультетах. Возможно, не во всех этих лабораториях ставят эксперименты (как в химических и биологических), но во всех, если возвращаться к истокам, к изначальному смыслу, работают, делают науку. Сегодня жизнь лаборатории богаче и шире, нежели во времена зарождения этого  понятия.

В рамках данной конференции организаторы планировали не только осуществить экскурс в историю различных по своей профессиональной принадлежности и специализации лабораторий, но и отследить во временнóм и социально-политическом контексте те изменения, которые произошли в организационной структуре лабораторий, их приборном оснащении, роли в учебно-образовательной практике, в зарождении научных школ.  С другой стороны, интересно было показать, как лабораторная практика трансформирует окружающий мир, соприкасающийся с деятельностью лаборатории.

 Вопросы, обсуждавшиеся на конференции:

  • Лаборатория в свете современного философского анализа науки
  • Зарождение химических (алхимических) лабораторий (16–18 вв.)
  • Лаборатории – обучающий инструмент для формирования генераций химиков  19–20 вв.
  • Лаборатории при университетах – место практики и научно-исследовательской деятельности студентов (19–20 вв.)
  • Эволюция химического инструментария, лабораторной атрибутики (приборная база)
  • История промышленных и заводских лабораторий
  • Лаборатории в социальном контексте: зарождение и развитие научных школ
  • Гендер и лаборатория: от первых женщин-исследователей до женских коллективов наших дней (к 150-летию со дня рождения М.Кюри)
  • Лабораторные музеи и музеи-лаборатории
  • Иконография лабораторий в контексте смены эпох

Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору