События и итоги
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова
Химический факультет
Российское химическое общество им. Д.И.Менделеева
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
К истории лабораторий: теория, практика, учебно-образовательная деятельность
20-21 ноября 2017 года
Сегодня в научной среде возрастает
интерес к такой форме организации ученого сообщества и исследовательского
труда, как лаборатории. Если исходить из первоначального значения этого слова
(лат. laboratorium, от laboro "работаю"), то речь идет о специальном помещении,
хорошо оборудованном и приспособленном для опытов и исследований (химических,
физических, технических, механических, физиологических и проч.). Действительно,
еще со времен алхимии лаборатория была местом, где проводили опыты, получали
новые вещества, совершали "Великое Делание". Позднее, во времена становления
экспериментального естествознания, именно в лабораториях не только
отрабатывались новые методики эксперимента или испытывалось новое оборудование –
в них в процессе исследований рождались и новые теории, формировались основы
нового знания. С развитием промышленности появляются заводские (промышленные)
лаборатории, цели которых поначалу были в основном аналитическими (контроль
качества сырья и выпускаемой продукции). Но с течением времени задачи получения
нового знания появляются и здесь, в корпоративных и промышленных лабораториях,
постепенно меняясь со временем: от попыток получения в промышленном масштабе,
например, найденной в университете новой субстанции до инновационных
исследований, конкурирующих по глубине и фундаментальности с научными
изысканиями университетских профессоров. Постепенно эта организационная форма
начала применяться не только в естествознании, но и в дисциплинах на стыке наук,
а также в сугубо гуманитарной практике. И сегодня уже никого не удивляет, что,
например, многие гуманитарные факультеты МГУ уже давно также обзавелись
лабораториями – они есть на историческом (6 лабораторий), юридическом (2),
филологическом (6), социологическом (1), психологическом (5) и других
факультетах. Возможно, не во всех этих лабораториях ставят эксперименты (как в
химических и биологических), но во всех, если возвращаться к истокам, к
изначальному смыслу, работают, делают науку. Сегодня жизнь лаборатории богаче и
шире, нежели во времена зарождения этого понятия.
В рамках данной конференции организаторы
планировали не только осуществить экскурс в историю различных по своей
профессиональной принадлежности и специализации лабораторий, но и отследить
во временнóм и социально-политическом контексте те изменения, которые
произошли в организационной структуре лабораторий, их приборном оснащении, роли
в учебно-образовательной практике, в зарождении научных школ. С другой
стороны, интересно было показать, как лабораторная практика трансформирует
окружающий мир, соприкасающийся с деятельностью лаборатории.
Вопросы, обсуждавшиеся на конференции:
- Лаборатория в свете современного философского анализа науки
- Зарождение химических (алхимических) лабораторий (16–18 вв.)
- Лаборатории – обучающий инструмент для формирования генераций химиков 19–20 вв.
- Лаборатории при университетах – место практики и научно-исследовательской деятельности студентов (19–20 вв.)
- Эволюция химического инструментария, лабораторной атрибутики (приборная база)
- История промышленных и заводских лабораторий
- Лаборатории в социальном контексте: зарождение и развитие научных школ
- Гендер и лаборатория: от первых женщин-исследователей до женских коллективов наших дней (к 150-летию со дня рождения М.Кюри)
- Лабораторные музеи и музеи-лаборатории
- Иконография лабораторий в контексте смены эпох
|