Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ К истории лабораторий:
|
![]() |
Организационный комитет конференцииПрограммный комитет конференцииПрограмма конференцииСборник тезисов конференции |
![]() |
Сегодня в научной среде возрастает интерес к такой форме организации ученого сообщества и исследовательского труда, как лаборатории. Если исходить из первоначального значения этого слова (лат. laboratorium, от laboro "работаю"), то речь идет о специальном помещении, хорошо оборудованном и приспособленном для опытов и исследований (химических, физических, технических, механических, физиологических и проч.). Действительно, еще со времен алхимии лаборатория была местом, где проводили опыты, получали новые вещества, совершали "Великое Делание". Позднее, во времена становления экспериментального естествознания, именно в лабораториях не только отрабатывались новые методики эксперимента или испытывалось новое оборудование – в них в процессе исследований рождались и новые теории, формировались основы нового знания. С развитием промышленности появляются заводские (промышленные) лаборатории, цели которых поначалу были в основном аналитическими (контроль качества сырья и выпускаемой продукции). Но с течением времени задачи получения нового знания появляются и здесь, в корпоративных и промышленных лабораториях, постепенно меняясь со временем: от попыток получения в промышленном масштабе, например, найденной в университете новой субстанции до инновационных исследований, конкурирующих по глубине и фундаментальности с научными изысканиями университетских профессоров. Постепенно эта организационная форма начала применяться не только в естествознании, но и в дисциплинах на стыке наук, а также в сугубо гуманитарной практике. И сегодня уже никого не удивляет, что, например, многие гуманитарные факультеты МГУ уже давно также обзавелись лабораториями – они есть на историческом (6 лабораторий), юридическом (2), филологическом (6), социологическом (1), психологическом (5) и других факультетах. Возможно, не во всех этих лабораториях ставят эксперименты (как в химических и биологических), но во всех, если возвращаться к истокам, к изначальному смыслу, работают, делают науку. Сегодня жизнь лаборатории богаче и шире, нежели во времена зарождения этого понятия.
В рамках данной конференции организаторы планировали не только осуществить экскурс в историю различных по своей профессиональной принадлежности и специализации лабораторий, но и отследить во временнóм и социально-политическом контексте те изменения, которые произошли в организационной структуре лабораторий, их приборном оснащении, роли в учебно-образовательной практике, в зарождении научных школ. С другой стороны, интересно было показать, как лабораторная практика трансформирует окружающий мир, соприкасающийся с деятельностью лаборатории.
Вопросы, обсуждавшиеся на конференции: