Открытие элементов и происхождение их названий
Сурьма, Stibium, Sb (51)
Сурьму (англ. Antimony, франц.
Antimoine, нем. Antimon) человек знает
издавна и в виде металла, и в виде
некоторых соединений. Бертло
описывает фрагмент вазы из
металлической сурьмы, найденный в
Телло (южная Вавилония) и
относящийся к началу III в. до н. э.
Найдены и другие предметы из
металлической сурьмы, в частности в
Грузии, датируемые I тысячелетием
до н. з. Хорошо известна сурьмяная
бронза, употреблявшаяся в период
древнего Вавилонского царства;
бронза содержала медь и добавки -
олова, свинец и значительные
количества сурьмы. Сплавы сурьмы со
свинцом использовались для
изготовления разнообразных
изделий. Следует, однако, отметить,
что в древности металлическая
сурьма, по-видимому, не считалась
индивидуальным металлом, ее
принимали за свинец. Из соединений
сурьмы в Междуречье, Индии, Средней
Азии и других азиатских странах
была известна сернистая сурьма (Sb2S3), или минерал "сурьмяный
блеск". Из минерала делали тонкий
блестящий черный порошок,
применявшийся для косметических
целей, особенно для гримировки глаз
"глазная мазь". Однако, вопреки
всем этим данным о давнем
распространении сурьмы и ее
соединений, известный
исследователь в области
археологической химии Лукас
утверждает, что в древнем Египте
сурьма была почти неизвестна. Там,
пишет он, установлен только один
случай применения металлической
сурьмы и немного случаев
употребления соединений сурьмы.
Кроме того, по мнению Лукаса, во
всех археологических
металлических объектах сурьма
присутствует лишь в виде примесей;
сернистая же сурьма, по крайней
мере до времени и Нового царства,
вообще не употреблялась для
гримирования, о чем
свидетельствует раскраска мумий.
Между тем еще в III тысячелетии до н.
э. в азиатских странах да и в самом
Египте существовало косметическое
средство, называемое стем, местем
или стимми (stimmi); во II тысячелетии до
н. э. появляется индийское слово
сурьма; но все эти названия
применялись, однако, главным
образом для сернистого свинца
(свинцового блеска). В Сирии и
Палестине задолго до начала н.э.
черный грим именовался не только
стимми, но и каххаль или коголь, что
во всех трех случаях означало любой
тонкий сухой или растертый в виде
мази порошок. Позднейшие писатели
(около начала н. э.), например Плиний,
называют стимми и стиби -
косметические и фармацевтические
средства для гримирования и
лечения глаз. В греческой
литературе Александрийского
периода эти слова также
означают косметическое средство
черного цвета (черный порошок). Эти
наименования переходят в арабскую
литературу с некоторыми
вариациями. Так, у Авиценны в
"Каноне медицины" наряду со
стимми фигурирует итмид, или атемид
- порошок или осадок (паста) свинца.
Позднее в указанной литературе
появляются слова аль-каххаль (грим),
алкооль, алкофоль, относящиеся
главным образом к свинцовому
блеску. Считалось, что
косметические и лечебные средства
для глаз содержат в себе некий
таинственный дух, отсюда, вероятно,
алкоголем стали называть летучие
жидкости. Алхимики называли
сурьмяный, также, впрочем, как и
свинцовый, блеск антимонием (Antimonium).
В словаре Руланда (1612) это слово
объясняется, как алкофоль, камень
из свинцовых рудных жил, марказит,
сатурн, сурьма (Stibium), а стибиум, или
стимми, как черная сера или минерал,
который немцы называют списгласс
(Spiesglas), впоследствии Bpiesglanz
(вероятно, производное от стибиум).
Однако, несмотря на такую путаницу
в названиях, именно в алхимический
период в Западной Европе сурьма и
ее соединения были наконец
разграничены со свинцом и его
соединениями. Уже в алхимической
литературе, а также в сочинениях
эпохи Возрождения металлическая и
сернистая сурьма обычно
описывается достаточно точно.
Начиная с XVI в. сурьму стали
применять для самых различных
целей, в частности в металлургии
золота, для полировки зеркал,
позднее в типографском деле и в
медицине. Происхождение слова
"антимоний", появившегося
после 1050 г., объясняется различно.
Известен рассказ Василия Валентина
о том, как один монах, обнаруживший
сильное слабительное действие
сернистой сурьмы на свинье,
рекомендовал его своим собратьям.
Результат этого медицинского
совета оказался плачевным - после
приема средства все монахи умерли.
Поэтому будто бы сурьма получила
название, произведенное от
"анти-монахиум" (средство
против монахов). Но все это скорее
анекдот. Слово "антимоний" ,
вероятнее всего, просто
трансформированное итмид, или
атемид, арабов. Существуют, впрочем,
и другие объяснения. Так, некоторые
авторы полагают, что
"антимоний" - результат
сокращения греч. антос аммонос, или
цветок бога Амона (Юпитера); так
якобы называли сурьмяный блеск.
Другие производят "антимоний"
от греч. анти-монос (противник
уединения), подчеркивающего, что
природная сурьма всегда совместна
с другими минералами. Русское слово
сурьма имеет тюркское
происхождение; первоначальное
значение этого слова - грим, мазь,
притирание. Это название
сохранилось во многих восточных
языках (фарсидский, узбекский,
азербайджанский, турецкий и др.) до
наших времен. Ломоносов считал
элемент "полуметаллом" и
называл его сурьма. Наряду с
сурьмой встречается и название
антимоний. В русской литературе
начала XIX в. употребляются слова
сурьмяк (Захаров, 1810), сюрма, сюрьма,
сюрмовой королек и сурьма.