На главную страницу конференции
Комментарии участников семинара
Юрий Шленов, заместитель министра образования:
Университетам пора задуматься о выдаче двух дипломов - по специальности и
диплом "рыночника". То есть выпускник должен уметь коммерциализировать
результаты научного труда, а вузы должны стать частью национальной инновационной
системы, проект стратегии формирования которой сейчас готовится. Для этого
необходима разработать четкую модель исследовательско-инновационного университета,
в которой будет определено, какие нам нужны специальности и нарисован своеобразный
портрет специалиста. Пока мы за рынком не успеваем.
Юрий Похолков, Томский политехнический университет:
Фундаментальная составляющая нашего инженерного образования - неотъемлемая
и лучшая его часть, но мы вынуждены признать, что инновационный продукт мы
создавать не умеем. Пока никто не знает, что такое инновационное образование.
В 1995 году специалисты Всемирного Банка сравнили выпускников разных стран.
Наши выпускники показали самый низкий уровень организационных навыков, умение
представлять результаты своей работы и создавать свое дело.
Татьяна Клячко, Высшая школа экономики, Москва:
Сейчас мы переживаем бум в высшем образовании. В прошлом году в вузы поступили
1 миллион 220 тысяч человек, то есть более 70% выпускников средних учебных
заведений. При этом 11% семей говорят о необходимости приобретения двух высших
образований.
Растет платный прием студентов - ежегодный прирост составляет 7-8%. В 2002
году уже 57% первокурсников учились на платной основе, для сравнения в 1995
году таких студентов было 15%.
По данным Фонда общественного мнения в 2002 году семьи потратили порядка 1
- 1,5 млрд. долларов США для подготовки детей в вузы (переход "школа-вуз"):
на подготовительные курсы, репетиторов, неформальную оплату за поступление.
В то же время 30-40% выпускников не востребованы рынком труда, при этом потери
бюджетных средств составляют $ 1 млрд.
Михаил Кузнецов, директор Союза развития наукоградов России:
Сегодня мы переживаем кадровый кризис: 80-85% руководителей предприятий говорят
о дефиците кадров высокой квалификации. Одновременно три четверти специалистов
с техническим и естественнонаучным образованием в возрасте 30-45 лет и 50%
специалистов других возрастов уезжают за рубеж. Ущерб от такого отъезда оценивается
от $ 50 млрд. По данным социологов 5-10% студентов вузов также хотят уехать
из страны. Часть потенциальных ученых уходит в другие сферы еще до начала
работы - непосредственно после окончания вузов или еще во время учебы.
Однако это только часть проблемы. Следует вспомнить и о преподавательском
составе - через 10 лет его просто не останется.
Говоря об инновационном образовании, следует задуматься, где существует потребность
в специалистах, получивших его? Кроме того, таких специалистов нельзя подготовить
вне деятельности, то есть надо создать соответствующую среду.
Авраам Криштул, Московский институт стали и сплавов:
Никакого свободного рынка сегодня в России нет, есть мощно монополизированный
рынок. И никакие хорошо подготовленные студенты не смогут поднять подшипниковое
производство, если никто не заинтересован в его развитии.
С. Светашев, Институт управления бизнеса и права, Ростов-на-Дону:
Вузы готовят не тех специалистов, которых нам заказывает бизнес. Мы делаем
то, что умеем, то есть мы работаем на рынке производителя.
Брайан Темпл, Университет Глазго, Великобритания:
Можно сформулировать три основных требования к выпускникам университетов
на рынке: умение решать поставленные задачи, коммуникативность, умение работать
в команде. Учитывая запросы рынка, а также из-за неуклонного уменьшения государственного
финансирования мы были вынуждены сократить некоторые кафедры и дисциплины.
Пол Темпл, Лондонский университет, Институт образования, Великобритания:
Сейчас все университеты мира испытывают стресс, им следует изменить структуру
и управление университетами. Это вызывает трудности, особенно в Восточной
Европе и странах бывшего СССР. Российские университеты не учитывают разницу
в философии организации классического университета и университета как исследовательской
предпринимательской системы. Поэтому российским университетам нужна помощь.
|