|
Состояние химизации агропромышленного
комплекса России
Россия располагает значительным сырьевым,
научно-техническим, производственным и
потребительским потенциалом, необходимым для
развития промышленности минеральных удобрений.
Количество удобрений, используемых для
повышения плодородия почв - один из факторов,
определяющих решение проблемы экономической и
продовольственной безопасности страны.
Сельскохозяйственный сектор имеет в своем
распоряжении 117 млн.га пашни, но используется она
в последние годы не полностью. Посевные площади
составили в 1997 г. - 96,4 млн.га, а в 1998 г. - 90,9 млн.га.
Основное уменьшение произошло за счет площадей,
занятых под зерновые культуры, сахарную свеклу,
лен-долгунец. Резкое сокращение производства
зерна (до 70 млн.т) и других сельскохозяйственных
культур в последние годы связано как сокращением
посевных площадей, так и со снижением применения
минеральных удобрений (табл. 1).
Табл. 1 Внесение удобрений на 1 га пашни,
кг питательных веществ
|
1965г. |
1975г. |
1987г. |
1990г. |
1991г. |
1992г. |
1993г. |
1994г. |
1995-1998гг. |
Всего, в том числе: |
19,7 |
59,9 |
106,3 |
85,0 |
78,0 |
43,0 |
28,9 |
10,9 |
11,0 |
N |
6,5 |
24,1 |
46,0 |
85,0 |
33,0 |
21,0 |
16,4 |
7,0 |
7,0 |
P2O5 |
6,1 |
17,2 |
33,0 |
31,0 |
25,0 |
11.0 |
7,0 |
2,3 |
2.0 |
К20 |
7,1 |
17,2 |
27,0 |
19,0 |
20,0 |
11,0 |
5,5 |
1.6 |
2,0 |
Урожайность зерна, п/га |
9- 16 |
10-16 |
|
14-18 |
|
|
11-14 |
В конце 80-х годов потребление фосфорсодержащих
удобрений превышало 30 кг P2O5 /гa, в
настоящее время оно составляет лишь P2O5/гa.
Соответственно, внесение азотных удобрений
снизилось с 46 до 7 кг/га, а калийных с 27 до 2 кг/га.
Потребность в минеральных удобрениях (по
данным ЦИНАО) находится на уровне 12-16 млн.т
питательных веществ, которые вполне способна
удовлетворять наша промышленность: существующие
общие мощности минеральных удобрений составляют
19,7 млн.т, в том числе 8,2 млн.т N, 4,9 млн.т P2O5,6,6млн.т
K2O, однако используются они далеко не
полностью (табл.2).
Таблица 2 Производство минеральных удобрений,
млн.т питательных веществ
|
1991г. |
1995г. |
1996г. |
1997г. |
1998г. |
Всего, в том числе: |
15.04 |
9,74 |
9,35 |
9,53 |
9,7 |
N |
6,68 |
4,98 |
4,69 |
4,29 |
4,40 |
P2O5 |
4,09 |
1,93 |
1,97 |
1,80 |
1,80 |
K2O |
4,27 |
2,83 |
2,67 |
3,44 |
3,50 |
При этом значительная доля минеральных
удобрений экспортируется, а потребление их в
сельском хозяйстве не возрастает (табл.3) из-за
отсутствия средств у сельскохозяйственных
товаропроизводителей на их приобретение.
Таблица 3. Распределение минеральных удобрений
на внешнем и внутреннем рынках, млн.т питательных
веществ
|
Экспорт |
Потребление
на внутреннем рынке |
|
1996г. |
1997г. |
1998г. |
1996г. |
1997г. |
1998г. |
Всего, в том числе: |
7,32 |
7,96 |
7.0 |
1,58 |
1,66 |
1,65 |
N |
3,72 |
3,19 |
2,85 |
0,98 |
1,0 |
1,0 |
P2O5 |
1,20 |
1,37 |
1,15 |
0,38 |
0,36 |
0,40 |
K2O |
2,40 |
2,90 |
2,90 |
0.22 |
0,30 |
0,25 |
Наряду со снижением потребления минеральных
удобрений резко нарушилось и соотношение
используемых в растениеводстве питательных
веществ, что также отражается на эффективности
их использования.
Применяемые сегодня меры по подъему
агрохимической отрасли и аграрного сектора
экономики путем государственных дотаций не
приводят к желаемым результатам. Ежегодные
постановления Правительства (последнее время 2
раза в год), предлагающие компенсацию части
стоимости применяемых удобрений (20-30%)не влияют
на рост их потребления. Очевидно, что такое
решение проблемы не устраивает ни потребителей (
им необходимо изыскать еще 70-80% средств для
закупки средств химизации), ни производителей,
так как платежеспособный спрос на рынке не
расширяется.
Если применяемая финансово-экономическая
система в течение 8 лет не работает, пора подумать
о ее дееспособности. Реализация удобрений по
себестоимости или по толлинговой схеме также не
оживляет рынок. Поэтому основная масса удобрений
экспортируется. В то же время, установление
экспортных пошлин не только не стимулирует рост
внутреннего потребления, но приведет к снижению
валового национального продукта, уменьшению
рабочих мест, еще более низкому использованию
производственных мощностей большой группы
заводов. Таким образом, и этот шаг не будет
способствовать развитию производства и
внутреннего рынка средств химизации.
Что же касается цен на минеральные удобрения,
то их величина на внутреннем и внешнем рынке
может расходиться, поскольку они формируются
спросом и предложением. Мировой опыт
подтверждает, что в большинстве развитых стран
(США, Канада и др.) внутренние цены выше цен на
внешнем рынке, что обусловлено поддержкой
государством (прямо или косвенно) собственного
производителя.
Во всем мире активный процесс химизации
сельского хозяйства всегда находится под
контролем и вниманием государства, которое
воздействует на него разными путями: дотацией,
снижением налогов, компенсацией дешевыми
потребительскими товарами. Такие действия
возможны, но они затруднены в нашей стране из-за
громоздкости территории и ряда условий:
климатических, погодных и, что самое главное,
из-за разного уровня экономического состояния
хозяйств. Следствие этих различий - не целевое
использование средств, отпускаемых государством
на химизацию.
Удобрения эффективны при правильном их
применении - это непреложный факт. Они
самоокупаемы и могут создавать прибыль за счет
прибавки урожая от их применения, которая вполне
обеспечивает развитие сырьевых,
производственных и сервисных объектов. Поэтому
все усилия должны быть направлены на создание
гарантированного отечественного спроса.
Механизм таких действий должен быть тщательно
проработан и реализован на практике.
Смысл такого механизма заключается в том, что
дотации государства необходимо сосредоточить в
Федеральном стабилизационном агрохимическом
фонде, который должен быть гарантом расчетов
регионов с производителем. Стабилизационный
агрохимический фонд является накопительным.
Условия – рыночные, гарантии - государственные.
Средства фонда направляются только на процесс
химизации сельского хозяйства. В рамках фонда
разрабатывается методика отчислений налогов,
платежей, величин преференций, паритеты цен на
сельскохозяйственную и промышленную продукцию в
зависимости от уровня используемых средств
химизации.
Некоторых специалистов смущает сочетание
рыночной экономики и активное воздействие на
рассматриваемый процесс государства. Но он
существует во всех развитых странах мира, бюджет
которых сбалансирован, прежде всего, из-за
рентабельности собственных производителей.
Такой подход позволит не только в принципе
изменить ситуацию на внутреннем рынке средств
химизации, но и в короткие сроки вывести
отечественное сельское хозяйство на уровень
передовых стран.
П.В.Классен,Ю.А. Забелешинский
ОАО "НИУИФ им. Я.В.Самойлова"
|
|
|