Химия и малое высокотехнологичное предпринимательство
В.М. Бузник, Хабаровский научный центр ДВО РАН
Химия и предпринимательство
Химия, будучи наукой о строении, свойствах, применении окружающих веществ, прямо или косвенно связана со многими сферами деятельности человека и окружающей средой. Не менее тесно она связана и с другими науками: математикой (компьютерная и квантовая химия), физикой (физхимия, магнетохимия, криохимия, плазмохимия), биологией (биохимия), техникой (сонахимия, криохимия), экологией.
По утверждению академика В.А. Легасова: "Все, что связано с расходованием материальных ресурсов в народном хозяйстве, на три четверти связано с использованием химических знаний и навыков". Значение химии не утрачивается и в перспективе, по мнению академика В.А. Коптюга, устойчивое развитие, с которым связывается будущее цивилизации, невозможно без химической науки и химического производства. Этот факт подтверждает и Д.Медоуз с соавторами в своей книге "За пределами роста", описывающей компьютерные расчеты моделей устойчивого развития, и в которой, как минимум, три главы из восьми связаны с химией.
Современное состояние отечественной химии, мягко выражаясь, драматично - вследствие системного кризиса в стране. Материальная поддержка академической химии упала в десятки раз, отраслевая химическая наука практически рухнула, а промышленность еле теплится и очевидна, необходимость поиска путей выхода. Одним из них, исходя из опыта других стран, может стать малое высокотехнологичное предпринимательское производство. В госплановой системе подавляющее большинство химических разработок реализовывали на крупных предприятиях, малотоннажное производство носило вспомогательный характер и о нем больше говорили, чем им занимались. Все производство осуществлялось в структурах с государственной формой собственности, поскольку научные разработки (интеллектуальная собственность) и предприятия были государственными. Предпринимательство частного характера практически отсутствовало, хотя малое высокотехнологичное предпринимательство (МВТП) хорошо зарекомендовало себя в странах с развитой рыночной экономикой, ради которой в России творятся реформы и преобразования.
Под малым химическим предпринимательством понимается производственная деятельность, а не просто коммерческая реализация выпущенных кем-то продуктов. Приводимые здесь рассуждения - не только плод наблюдения и анализа, но и личный опыт создания малого химического производства в рамках академических организаций.
Что же представляет собой МВТП? Ниже под высокотехнологичным продуктом будем понимать продукт, для получения которого необходимы специалисты высокой образовательной классификации, а сам продукт или технология его производства имеют элементы know-how. Тогда высокотехнологичное предпринимательство - деятельность, связанная с доведением научной разработки до товарного продукта и прибыли.
В отечественной науке, особенно в академической, отношение к МВТП в большинстве случаев - негативное. Это связано с тем, что в госплановой системе ученые, как правило, не доводили разработки до товарного продукта и прибыли, поэтому в предпринимательстве не было необходимости, а также навыков. Кроме того в наше время пышно расцвело предпринимательство деляческого типа с криминогенными оттенками, что вызывает неприятие не только самой деятельности, но и термина.
Противоречивость отношения химиков демонстрируется результатами. социологического опроса, проведенного Центром социальной адаптации в Новосибирском Академгородке: 85% респондентов-химиков негативно относятся к действиям, связанным с коммерциализацией науки, в то же время 70% считают, что развитие коммерческих наукоемких проектов может быть эффективно в борьбе с безработицей, а 57% утверждают необходимость создания при институтах наукоемких производств.
Однако отечественная химия знала и иное отношение к предпринимательству, примером может быть малоизвестный исторический факт: свое основное научное достижение - периодический закон элементов - Д.И. Менделеев поручил докладывать на заседании Русского химического общества своему коллеге - профессору Н.А. Меншуткину, тогда как сам отправился в инспекционную поездку по сыроваренным заводам по просьбе Вольного экономического общества.
Химические разработки отличаются высокой инновационностью, так американцы считают, что наиболее эффективное нововведение столетия - внедрение каталитического метода переработки нефтепродуктов, разработанного В.Н. Ипатьевым, ибо оно почти на четверть увеличило валовой национальный продукт США.
Проблемы и пути реализации научных разработок
Успех и перспектива высокотехнологичного предпринимательства зависят от количества и качества научных разработок и восприимчивости инновации общественной системой. Отечественная химическая наука имеет достойные примеры внедрения научных разработок, однако, как правило, они касались проектов государственного масштаба и значения; что касается реализации мелких проектов, то здесь результаты менее скромные. Причин тому несколько, их можно разбить на три группы: психологические, экономические, организационные.
Из психологических основных три: 1) "непримиримый фундаментализм", то есть желание заниматься перспективными исследованиями общего характера, реализация которых возможна в будущем; 2) "снобизм" в отношении исследований, не связанных с масштабными, необоротными проектами; 3) слабая восприимчивость российским обществом нововведений.
В экономической группе можно выделить: 1) слабую материальную заинтересованность разработчиков в практической реализации идеи - так автор наиболее распространенного в мире стрелкового оружия - М.Т. Калашников не отличается заметным материальным положением; 2) катастрофическое ослабление отечественного высокотехнологического рынка из-за падения промышленности, научных исследований; 3) высокая конкуренция и протекционизм на международном рынке на фоне отсутствия у отечественных разработчиков и производителей опыта продвижения продукта в рыночных условиях.
Организационная группа факторов включает: 1) отсутствие обратной связи при реализации разработок; 2) разрыв интересов структур, участвующих в реализации разработок.
Высокотехнологичное предпринимательство - сложный процесс, поскольку включает в себя другие типы предпринимательств. Путь от научной идеи до прибыли можно разделить на четыре этапа: академический, технологический, производственный и коммерческий. В госплановой системе каждому этапу соответствует своя структура: академический институт или университет - первому, отраслевой институт - второму, промышленные предприятия - третьему и снабженческо-сбытовая структура - четвертому.
Как правило, структуры относятся к разным ведомствам, а ведомственные интересы могут отличаться от общей задачи реализации разработки. Каждое звено совершало определенные действия над разработкой и передавало ее партнерам, получая за это финансирование от государства. Контроль реализации разработки проводило государство, и поэтому схема срабатывала лишь при реализации масштабных, важных государственных проектов, а прохождение малых проектов, нацеленных на отдельных потребителей, было затруднительным.
Схема эффективна с позиции отдельного звена, в силу узкой специализации, но не гарантирует эффективности всей цепи. Ситуация подобна легкоатлетической эстафете - для победы необходимы не только быстрые атлеты, но и согласованность команды. Отмеченная последовательно дифференцированная внедренная схема не является особенностью государственной системы, она специфична, правда, в менее выраженной форме, и для американцев. Японский же подход в реализации ВТ-разработок существенно иной: деление, особенно на первых трех этапах, не столь резкое, и деятельность, зачастую, ведется параллельно. Причина различия, по-видимому, в истории становления ВТ-производства. В Японии - в подавляющем большинстве случаев японцы использовали чужие научные разработки и нашли эффективные способы реализации, что привело к впечатляющим успехам в высокотехнологичном производстве. США и Россия шли традиционным путем - развивали фундаментальные исследования, а затем эти результаты внедряли.
В предпринимательской деятельности в меньшей степени проявляется привязка звена к конкретной деятельности, к примеру, научный разработчик может участвовать во всех стадиях реализации разработки. Это схема уменьшает барьеры и обеспечивает образование обратной связи - заинтересованность всей команды в получении прибыли.
Формы реализации разработки разнообразны, их можно дифференцировать на четыре группы: 1) собственное производство; 2) лицензирование; 3) совместное предприятие; 4) стратегическое. Каждая из групп имеет свои достоинства и ограничения, и выбор индивидуален - он зависит от типа разработки, опыта и навыков материнской организации (структуры, где появилась разработка), степени ликвидности продукта, наличия инфраструктуры коммерческого сбыта и т.д.
Малое предпринимательство
Предпринимательство не только обеспечивает широкое практическое использование научных разработок, но является связующим звеном между научным и мировым сообществами. Последнее для своего развития использует знания, полученные научным сообществом, но, используя их, оно обязано поддерживать науку материально, морально, то есть должна быть обратная связь. В большинстве случаев связь осуществляется по государственному каналу, но в странах с рыночной экономикой развит и предпринимательский канал. Каналы имеют свои особенности и должны дополнять друг друга, обеспечивая эффективную поддержку научного сообщества.
Каковы же роль и значение малого предпринимательства? Любая экономическая система состоит из структурных элементов разного размера, в производственном секторе - это малые, средние и большие фирмы. Роль каждой группы в устойчивом состоянии системы можно понять, сопоставляя с насыпью железнодорожного полотна, которое строится из больших валунов, средних камней и мелкого щебня. Такое сочетание обеспечивает устойчивость полотна, при этом если из одного щебня еще можно сделать сыпучее (неустойчивое) полотно, то из больших валунов его сделать невозможно. Аналогия выполняется и в количественном отношении: чем меньше элементы, тем больше их число - количество единиц щебня и малых фирм значительно больше числа валунов и больших структур.
Малые фирмы создают базу развития средних и больших структур, в них осуществляется производство продуктов и услуг, нерентабельных для больших образований. Организация и деятельность малых структур не требует больших инвестиций, а гибель отдельной единицы не столь тяжела для общества и государства. Ситуация сходна с биологической популяцией: смерть отдельного индивидуума не трагична для всего вида. В малых структурах производится до 50% национального валового продукта отдельных стран и сосредоточено до 90% рабочих мест. Последнее отображает тот факт, что малое предпринимательство обеспечивает не только экономическую, но и социальную стабильность общества. Немаловажно и то, что малые структуры - "университеты предпринимательства" для многих руководителей и менеджеров.
Малые ВТ-фирмы, как правило - узкоспециализированные, занимающиеся выпуском и реализацией одного или несколько родственных продуктов, что обусловливает их определенные достоинства и недостатки. К достоинствам следует отнести: 1) высокую целенаправленность, 2) высокую мобильность и оперативность фирмы и сотрудников, 3) малую степень бюрократизации, 4) высокую эффективность сотрудников, 5) высокую степень взаимозаменяемости сотрудников и их универсализм. По этим причинам эффективность вложения материальных средств в малые предприятия в три и более раз выше, чем в крупные.
Основной недостаток узкой специализации - высокая степень риска: если продукт "не пойдет", то фирме грозит банкротство или потребуется перепрофилирование на производство другого продукта, хотя это можно рассматривать и как фактор, мобилизующий персонал фирмы на инициативную и эффективную работу.
Сказанное относится и к малым высокотехнологичным структурам, но они имеют и дополнительные особенности, характерные только для них. Многие ВТ-продукты, массовые впоследствии, появились в малых фирмах. То есть малые фирмы - экономические и производственные полигоны для новых продуктов, более того, в них отрабатывается тактика и стратегия организации конкретного ВТ-предпринимательства и его менеджмента, которые впоследствии используют в больших организациях. Очевидно, что успех больших ВТ-фирм и всей экономики в значительной степени - функция деятельности малых предприятий. Через малые фирмы реализуется значительное количество некрупных научно-технических разработок, что существенно увеличивает практическую отдачу научных исследований и поддерживает авторитет науки в глазах общественности. Для ВТ-производства вообще, а для малого особенно, характерен высокий темп изменений, совершенствования продуктов, технологий, что стимулирует новые исследования. Одна из особенностей ВТ-фирм связана с малым жизненным циклом продукта в силу необходимости постоянного его совершенствования и высокой конкуренции на ВТ-рынке.
Бытует мнение, что в малых ВТ-фирмах постоянны только перемены. В малых фирмах даже небольшие просчеты могут оказаться губительными, так как нет материальных, временных ресурсов для их исправления, поэтому необходима максимальная собранность, осторожность и выверенность действий.
Далеко не всякий ВТ-продукт может быть реализован в рамках малого производства. Он должен удовлетворять ряду требований: 1) наличию потребителя, 2) иметь know-how, 3) иметь низкую производственную себестоимость, 4) иметь высокую рыночную стоимость, 5) обладать малой ресурсной емкостью, 6) быть простым в производстве и комплектации, 7) быть простым в эксплуатации и продаже, 8) желательно быть конечным продуктом. Первое требование, несмотря на очевидность, очень плохо усваивается исследователями, им трудно понять, почему их разработка не интересна для окружающих или вообще отвергается. Требуется определенное мужество, чтобы адекватно оценить разработку, и способствовать этому будет предварительный добросовестный маркетинг. Второе требование обеспечивает принадлежность к высокотехнологичному продукту, гарантирует уникальность и преимущества перед конкурентами, а также обеспечивает выполнение следующих двух требований. Иными словами, в продукте должно быть больше знаний, чем "железа". Малая стоимость единицы продукции (четвертое требование) потребует крупномасштабного производства, что не под силу малым фирмам и тем более, научным организациям. Если продукт и его технология сложны по ресурсам (пятое требование), требуют большого числа комплектующих, не просты в технологическом плане (шестой фактор), то потребуются значительные усилия и расходы и будет трудно обеспечить рентабельность производства. Важно, чтобы продукт был удобен и прост в эксплуатации при высоких функциональных качествах (седьмое требование). И последнее, желательно, чтобы он был конечным - наиболее близок к потребителю, а не комплектующим другого продукта.
Особенности химического МВТП
Разумеется, малое предпринимательство химического профиля имеет свои особенности. Каковы они?
Как показывает анализ, предпринимательство в химической научной среде находится на достаточно высоком уровне, по сравнению с другими научными направлениями. Причин тому несколько. В первую очередь, многие химические разработки удовлетворяют перечисленным выше требованиям для производства ВТ-продуктов в малых структурах. Химия всегда была близка к быту граждан (свидетельство тому - такие ее разделы, как бытовая химия, автохимия), а в ситуации нынешнего кризиса реальными потребителями в стране ВТ-продуктов могут быть лишь обыватели. Рассчитывать на массовый экспорт отечественных продуктов пока не приходится, и не только из-за низкой конкурентной способности наших ВТ-продуктов и неумения продвигать продукты на рынок. Не выходят на международный рынок даже продукты, превосходящие конкурентов по функциональным возможностям и экономическим показателям, в силу насыщенности рынка и протекционизма в большинстве стран мира. Другой благоприятный фактор - ментальность химиков-исследователей. В своей деятельности они постоянно оперируют математическими и физическими методами, используя анализ и логику, однако, модельность для них не является фетишем. Они работают с реальными веществами, что приближает их к жизни. Для химиков характерны изобретательность, широкий кругозор и многопрофильность, что способствует практической реализации разработок, а так же нацеленность в исследованиях на материализованный результат.
Химическое предпринимательство можно представить тремя направлениями: 1) знания о веществах и процессах могут использоваться в образовательных услугах (преподавание, репетиторство), 2) производственное предпринимательство - создание товарных продуктов, технологий, оборудования, 3) сертификационные услуги, основанные на аналитических исследованиях. Организационные формы химического предпринимательства могут быть различными и зависят от конкретных факторов. Во многих случаях возможен лишь лицензионный способ, им успешно пользуются сотрудники института катализа СО РАН, внедряя свои катализаторы в крупномасшабное производство. В других, когда есть опасность потери know-how, а продукт не масштабен в потреблении, приходится организовывать собственное производство.
Автор может привести в качестве примера свой опыт - выпуск ресурсосберегающих добавок к машинным маслам на основе, ультрадисперсного тефлона, реализованный в Институте химии Дальневосточного отделения РАН. Возможны и промежуточные варианты: совместное предприятие, стратегическое партнерство. Формы могут меняться по мере реализации разработки.
В чем польза и негатив малого предпринимательства с точки зрения исследователя? К положительным фактам следует отнести: создание рабочих мест для "лишних" исследователей, появляющихся по ходу реформирования науки и государства; дополнительное финансирование исследований; сохранение исследователей в сфере высокотехнологической деятельности; стимулирование "коммерциализации" научных исследований; мягкая трансформация исследователей в сторону рынка; расширение кругозора и функциональной деятельности исследователей, развитие у них коммуникационных и организационных качеств.
К негативным можно отнести отвлечение исследователей на стороннюю деятельность, однако, ныне, из-за тяжелого материального состояния, исследователи все равно отвлекаются, занимаясь приработком, совсем далеким от научной работы. Следует отметить, что в ВТ-предпринимательстве нередко приходится возвращаться к фундаментальным исследованиям, чтобы обеспечить конкурентоспособность и рентабельность продукта.
Другой отрицательный момент - "психологическая эрозия научных коллективов" (термин академика В.А. Коптюга), возникающая в силу появления дополнительных материальных средств у удачливых разработчиков. Однако на восьмом году реформ этот фактор уже не выглядит столь неестественным.
Каковы проблемы и пути их решения у химического МВТП? Одна из основных, на взгляд автора, психологическая: настороженно-негативное отношение исследователей к малому предпринимательству, связанное с боязнью безвозвратно уйти из науки, не получить положительных результатов на новом поприще. Однако при сложном экономическом положении науки, положительных примерах реализации МВТП, ситуация и отношения могут быстро измениться. Другая причина - отсутствие опыта в организации МВТП, здесь могут помочь системы технопарков, инновационно-технологических центров, ассоциаций малых фирм. Не способствует развитию МВТП слабость отечественного ВТ-рынка и отсутствие инфраструктур, обеспечивающих продвижение ВТ-продукта на рынок. Существующая ныне дико-капиталистическая система коммерческого сбыта приводит к тому, что, в соответствии с народной поговоркой, получает не тот, кто качает, а кто на кранике сидит.
МВТП может организовываться не только на почве научно-исследовательских структур, но и диверсификацией крупных предприятий. Последний путь используется крупными зарубежными корпорациями (к примеру, IBM), которые вводят в свой состав структуры с элементами малых предприятий, чтобы использовать их достоинства в освоении производства новой высокотехнологичной продукции.
Несмотря на трудности, МВТП имеет перспективу становления, которое, однако, не решит всех проблем, и его следует рассматривать как один из механизмов нормализации ситуации в отечественной химии.
В.М. Бузник
Хабаровский научный центр ДВО РАН
|