ChemNet
 

ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ США НА ПОРОГЕ 2000 ГОДА

По данным Министерства торговли США американская промышленность обеспечивает 20% ВВП страны, остальное вносят финансовые рынки и услуги. Доля химической промышленности в этом вкладе составляет 10% (т.е. 2 % ВВП), что превышает 360 миллиардов долларов в поставках. Она является экспортером номер один и производит свыше 70000 различных продуктов, которые потребляют многие отрасли экономики, такие как строительство, транспорт, фармацевтика, топливно-энергетическая и др. Например, по оценке компании DuPont, каждый новый автомобиль в США на 2200 долларов состоит из химических продуктов или продуктов химической переработки.

В свою очередь химическая промышленность потребляет около 10% продукции нефтеперерабатывающей промышленности в качестве сырья.

В химической промышленности США работает более миллиона человек, средняя зарплата которых значительно выше средней заработной платы по стране.

Поскольку качество и уровень многих современных продуктов зависит от технологического уровня химической промышленности, США стремится обеспечить себе глобальную конкурентоспособность на мировых химических рынках. Именно поэтому химическая промышленность США ориентирована на высокие технологии и научно-технические разработки. По данным Патентного офиса США каждый восьмой американский патент выдается к области химии. Каждый год на научные разработки индустрия тратит 20 миллиардов долларов.

Естественно, наука - рискованный бизнес. Анализ патентной документации и исследования многих компаний показывают, что для того, чтобы получить один коммерчески успешный продукт требуется около 3000 идей. И это соотношение не меняется уже 20 лет. Каждая крупная химическая компания имеет свой 10-летний план научно-исследовательской работы по основным направлениям. Химические компании разработали несколько способов увеличения продуктивности научных исследований. Вот, например, руководство к действию при проведении исследований в компании DuPont:

-выбрать приоритетные области, где можно ожидать значительный эффект и дать ученым определенную свободу в их работе,
-выдвинуть практически недостижимые цели, работа над которыми, тем не менее, может привести к неожиданным значительным результатам;
-обеспечить необходимые современные ресурсы и оборудование;
-усилить работу с партнерами, то есть разделить риски и знания с другими научными организациями.

По данным Американского химического общества (1997 год) 22% всех научно-исследовательских контрактов компаний приходится на университетские лаборатории, 4% - на федеральные лаборатории, 28% - коммерческие лаборатории и 34% - на лаборатории других компаний, при этом из года в год растет участие в исследованиях некоммерческих лабораторий. Более того, современная диверсификация химической продукции, переход от базовой химии к новым материалам и продуктам тонкого химического синтеза заставляют ранее непримиримых конкурентов создавать совместные предприятия в новых областях синтеза и технологий, тем самым , разделяя не только риски и знания, но и прибыль (Например, Eastman и Air Products создали совместное предприятие в области жидкофазных процессов, DuPont и Dow - в области получения определенных полимеров).

По данным национальной службы информации США существует несколько ключевых путей повышения конкурентоспособности химической промышленности США:

-Многие важные рынки вне США не могут быть удовлетворены только за счет импорта из США. Поэтому американским компаниям в этих районах следует организовать производство, доля которого по отношению к экспорту должна расти.

-Производство за рубежом, организованное американскими компаниями, открывает двери для экспорта других американских товаров на эти же рынки, тем самым еще более увеличивая возможности для экспорта.

-Производство и сбыт за рубежом увеличивают общий уровень продаж и прибылей американских компаний, что обеспечивает амортизацию расходов на их новые научные разработки.

-Увеличение мобильности капиталов обеспечивает их приток в точки с наиболее благоприятным инвестиционным климатом.

В Сингапуре, например, совместное предприятие Shell с 57 японскими компаниями обслуживает огромный комплекс по производству и переработке этилена и пропилена. В Китае, несмотря на отсутствие инфраструктуры и четких эксплуатационных правил, американские химические компании вкладывают большие деньги не только в собственные предприятия, но и в совместные предприятия с китайскими химическими компаниями. В связи с либерализацией инвестиционных и торговых законов в Латинской Америке, Dow стал там крупнейшим производителем полистирола. Есть и множество других примеров.

Таким образом глобализация химической индустрии и растущий спрос на американскую химическую продукцию за рубежом открывают много возможностей для американских компаний, однако диверсификация продукции и увеличение поставок сигнализируют о все возрастающей конкуренции между химическими компаниями США и других стран на мировых рынках.

Ефимова Е.В.
Институт катализа Г.К. Борескова СО РАН


Быстрая навигация по серверу:
Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
webmaster@www.chem.msu.su