В Правительстве РФ
Федеральная программа по развитию медицинской промышленности
Летом нынешнего года Правительство РФ осознало, что пришла пора "значительно увеличить степень удовлетворения потребности лечебно-профилактических учреждений здравоохранения и населения в современной медицинской продукции". В связи с этим 23 июля 1998 года вышло Постановление "О Федеративной целевой программе "Развитие медицинской промышленности в 1998-2005 г.г." Важно то, что Постановление предусматривает "эффективное использование научно-технического потенциала отрасли".
Интересна часть Постановления, касающаяся поддержки отечественных производителей лекарственных средств, фармацевтических субстанций, иммунобиологических препаратов, лекарственного растительного сырья и изделий медицинского назначения.
В Постановлении отмечается, что в 1992 - 1997 годах производство субстанций сократилось на 70%. Номенклатура основных выпускаемых субстанций уменьшилась в два с лишним раза, коэффициент использования мощностей по выпуску субстанций синтетических лекарственных средств снизился до 20%.
…Продолжительность разработки оригинального лекарственного препарата составляет 8-10 лет при стоимости инновационного цикла около 250 млн. долларов США.
Основная цель Программы - "развитие научно-технического и производственного потенциала медицинской промышленности с целью удовлетворения не менее чем на 70% потребностей здравоохранения и населения за счет отечественных диагностических и лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники надлежащего качества".
В число основных задач Программы входят:
На первом этапе (1998-2000) предполагается осуществить мероприятия, направленные на стабилизацию положения в медицинской промышленности, в том числе реформирование и реструктуризацию предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, подготовку нормативно-правовой документации в области разработки, производства и реализации лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения.
Первый этап Программы в основном направлен на сохранение научно-технического потенциала отрасли. В области информационного обеспечения предусматривается создание компьютерной базы данных государственного реестра жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств на базе единой информационно-поисковой системы Министерства здравоохранения РФ. В 1998 году предусматривается создание Федерального информационного Центра медицинской промышленности.
В области инновационной политики усилия будут сконцентрированы на приоритетных разработках, которые позволят создать производства, выпускающие импортозамещающую продукцию, обеспечат развитие экспортного потенциала и решить вопросы охраны окружающей среды. При этом предполагается ликвидировать неперспективные научные организации и использовать их имущество для развития материально-технической базы действующих научных организаций.
Реализация Программы на втором этапе (2000-2005) позволит на основе высоких технологий развить научно-технический и производственный потенциал медицинской промышленности.
Для реализации Программы определены объемы капитальных вложений (9664 млн. руб., в том числе из федерального бюджета - 957 млн. руб.), объемы и источники финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (701.4 млн. руб., в том числе из федерального бюджета - 543.4 млн. руб.).
Прирост выпуска химико-фармацевтической продукции в натуральных выражениях намечается в следующих размерах:
В том числе ожидается прирост производства
препаратов
- для лечения сердечно-сосудистых заболеваний в
количестве 149295 тыс. упаковок, 33 т, 1500 млн. ампул, 195
млн. флаконов;
- для лечения злокачественных новообразований -
58.5 т, 55 373 тыс. упаковок, 2000 тыс. флаконов, 200 тыс.
таблеток;
- для лечения туберкулеза - 7555 тыс. упаковок, 850
тыс. ампул, 285 тыс. флаконов, 1500 т;
- для лечения сахарного диабета - 1000 т.
Для обеспечения научного руководства Программой намечается создание межотраслевого экспертного совета при дирекции Программы с привлечением ведущих специалистов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также предприятий и научно-исследовательских институтов.