|
|
Газета "Московские новости" 3 - 9 сентября 2002 года |
Новые идеи первого университета России
Беседа корреспондента "МН" с деканом химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, академиком РАН,
профессором Валерием Васильевичем ЛУНИНЫМ
|
Корр.: Какова сегодня,
на ваш взгляд, система образования в России? |
В. В.: В настоящее
время активно обсуждаются планы радикального реформирования среднего и высшего
образования. К сожалению, реализация внедряемой авторами концепции модернизации
нашего образования грозит разрушить сложившуюся более чем за 150 лет предметную
систему преподавания в российских средних школах, уничтожить уникально высокий
уровень преподавания и изучения естественных наук, составляющих неотъемлемую
часть всего нашего среднего образования. Привлечение школьников к изучению
химии, физики, биологии, математики, развитие у них интереса к этим областям
знаний подкреплено в нашей стране высоким (в среднем) уровнем учебников,
хорошей подготовкой учителей, стройной системой внеурочной работы. |
В нашей стране
изучение в средней школе указанных дисциплин традиционно важно для развития
личности учащихся, их способностей, создания научного мировоззрения,
обеспечения возможности быстрой адаптации к меняющимся условиям на рынке труда. |
В современных условиях
постоянно ускоряющегося развития техники крайне важно обеспечение высокого
естественнонаучного фундамента образования для грамотного, безопасного
обращения каждого гражданина с современной техникой, многочисленными химическими
веществами и физическими электромагнитными приборами в быту и на работе. Иначе
нам не избежать техногенных катастроф в будущем! Изучение химии, физики,
биологии, математики, других естественных наук способствует развитию
рационального мышления, логики в поступках, аккуратности, целеустремленности и
самодисциплины. |
Корр.: Химфак МГУ не
раз оказывался родоначальником новшеств, получавших затем самое широкое
распространение. Указом Президента РФ от 4 октября 1999 года вы вместе с Н. Е.
Кузьменко, доктором физико-математических наук, профессором МГУ, В. В. Ереминым,
кандидатом физико-математических наук, В. А. Попковым, доктором фармацевтических
наук, получили премию за разработку концепции <Новые подходы к взаимодействию
средней и высшей школы в области химического образования. Концепция и
практическая реализация для высших учебных заведении среднего и
профессионального образования>. Валерий Васильевич, не могли бы вы подробнее
рассказать об этой системе. |
В. В.: Начну с
результата. Сегодня более половины всего нашего студенческого потока - посланцы
из 59 регионов России, а также 12 бывших союзных республик, входящих в СНГ и
страны Балтии. С каждым годом мы все более удовлетворены приемом, к нам
приходит по-настоящему талантливая, нацеленная на упорную учебу молодежь.
Такого высокого качества абитуриентов у нас давно уже не было. |
Простой пример. В
1992-м, когда меня избрали деканом, химфак впервые за всю свою историю зачислил
первокурсников меньше, чем было вакансий, - 211 на 215 мест. Более 80 процентов
студентов были из Москвы и Подмосковья: в то время из регионов мало кто решался
приехать в столичный вуз. Конкурса практически не было, и неудивительно, что до
выпуска дошла лишь небольшая часть студентов. Тогда мы поняли, что систему отбора
надо радикально менять. |
Решили сделать ее
двухступенчатой: в течение учебного года проводим серию заочных олимпиад по
профилирующим дисциплинам (математике и химии), а в мае абитуриенты
приглашаются на очный тур. Уже по его результатам получившие 17 и более баллов
из 20, представив свидетельство о среднем образовании, могут претендовать на
участие в конкурсе наряду со сдающими вступительные экзамены летом. Разумеется,
потерпевший неудачу на олимпиаде может еще раз испытать судьбу на |
экзаменах. Что выигрывает
абитуриент? Еще за школьной партой он может проверить свои знания, сопоставить
их с требованиями факультета, лучше подготовиться, сделать не одну попытку
пройти вступительные испытания, тем самым не потерять год. Выигрыш факультета?
Отбор для дальнейшей учебы наиболее подготовленных, наиболее достойных. |
Важнейшую роль в
развитии у молодежи интереса к химии играют олимпиады школьников. Особо хочу
сказать о Менделеевской международной олимпиаде. |
В этом году олимпиада
проходила в Алма-Ате с 1 по 9 мая при поддержке президента Казахстана Назарбаева.
Присутствовали 14 команд из стран СНГ и Балтии, кроме Латвии. Особенно приятно
было видеть ребят из Грузии, которые после пятилетнего затишья снова стали
участниками этого мероприятия. |
К сожалению, государство
не спонсирует олимпиаду, которая существует благодаря поддержке бывших
выпускников и друзей факультета. Постоянно оказывают помощь президент компании
<ЮКОС> - господин Ходарковский, фонд Потанина. |
Корр.: Валерий
Васильевич, а насколько демократична предложенная вами система приема? |
В. В.: Я уже приводил
статистику: более половины наших студентов-представители различных регионов.
Это как городская, так и сельская молодежь из семей с самым разным материальным
достатком. В том-то и смысл предложенного, чтобы была возможность охвата
максимально широкой аудитории. Достигается это двумя путями: во-первых, распространяем
условия наших олимпиад, публикуя их в <Учительской газете>, журнале <Химия в
школе> и других, которые получает каждое среднее учебное заведение; во-вторых,
непосредственно работаем со школами, развивая давно уже накопленный вузами опыт
подобного взаимодействия. |
И, конечно же, в поле
нашего зрения далеко не только Москва! Мы знаем великолепных преподавателей
химии в Брянске, Челябинске, Владивостоке, Великом Новгороде, Казани и многих
других городах. Школы, где они работают, - наши надежные <опорные пункты> в
регионах. |
Корр.: В 2000 году на
химфаке МГУ была принята <Клятва химика>, которую каждый первокурсник произносит
при вручении ему студенческого билета. |
В. В.: До сих пор
присягали избранной профессии лишь будущие медики. Я считаю, что <Клятва
химика> - неотъемлемая часть профессионального мировоззрения. Физикам и
биологам тоже стоило бы задуматься о введении подобной традиции. |
Корр.: Химфак МГУ в
этом году тридцать седьмой раз отмечал <Праздник химика>. Валерий Васильевич,
вы как выпускник химического факультета, наверное, не раз слышали слова
благодарности от нынешних студентов за идею этого красочней-шего и интереснейшего
мероприятия. |
В. В.: Да, я с теплотой отношусь к нему. Интересно
отметить, что каждый майский праздник посвящен одному из элементов таблицы
Менделеева. Вначале был водород, а сегодня это - рубидий. |
Надеюсь, что и в
будущем эта прекрасная традиция сохранится. |
|
|
|
|
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам информацию, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается копирование
материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору
|