Периодическая система талантов
Логично, если кому-то послышится в
заголовке аналогия со знаменитой таблицей
Менделеева: речь как раз о факультете,
продолжающем дело жизни великого ученого,
недаром именем Дмитрия Ивановича Менделеева, а
также Михаила Васильевича Ломоносова,
Александра Михайловича Бутлерова клянутся
первокурсники химфака МГУ, начиная грызть гранит
своей нелегкой науки.
"Клятву химика" принимали в
нынешнем учебном году впервые, тем самым положив
начало новой традиции высшей школы, где до сих
пор присягали избранной профес сии лишь будущие
медики. Неудивительно, что первый шаг сделан на
химфаке МГУ факультет не раз оказывался
родоначальником новшеств, получавших затем
самое широкое распространение. Так было,
например, с разработкой концепции не прерывного
образования, отбора в вуз талантливых
абитуриентов, за которую группа ученых и
преподавателей химфака МГК получила в конце
минувшего года Премию президента Рф. Подробнее
об этой системе прошу рассказать декана
химического факульгета МГУ имени М. В. Ломоносова
академика Валерия ЛУНИНА:
Начну с результата: сегодня более
половины всего нашего студенческого потока –
посланцы из 52 регионов России, а также 12 бывших
союзных республик, включая СНГ, страны Балтии. С
каждым годом мы все более удовлетворены приемом,
к нам приходит по-настоящему талантливая,
нацеленная на упорную учебу молодежь, такого
высокого качества абитуриентов у нас давно уже
не было.
- И все благодаря вашей системе
отбора?
- Простой пример. В 1992-м, когда меня
избрали деканом, химфак впервые за всю свою
историю зачислил первокурсников меньше, чем было
вакансий - 211 на 215 мест. Более 80 процентов
студентов были из Москвы и Подмосковья: в то
время из регионов мало кто решался приехать в
столичный вуз. Конкурса практически не было, и
неудивительно, что до выпуска дошла лишь
небольшая часть студентов. Тогда мы поняли, что
систему отбора надо кардинально менять.
Решили сделать ее двухступенчатой: в
течение учебного года проводим серию заочных
олимпиад по профилирующим дисциплинам, а в мае
абитуриенты приглашаются на очный тур. Уже по его
результатам получившие 17 и более баллов,
представив свидетельство о среднем образовании,
могут претендовать на участие в конкурсе наряду
со сдающими вступительные экзамены летом.
Разумеется, потерпевший неудачу на олимпиаде,
может еще раз испытать судьбу на экзаменах. Что
выигрывает абитуриент? Еще за школьной партой он
может проверить свои знания, сопоставить их с
требованиями факультета, лучше подготовиться,
сделать не одну попытку пройти вступительные
испытания, тем самым не потерять год. Выигрыш
факультета? Отбор для дальнейшей учебы наиболее
подготовленных, наиболее достойных.
- А насколько демократична такая
система?
- Я уже приводил статистику: более
половины наших студентов представители
различных регионов, это как городская, так и
сельская молодежь из семей с самым разным
материальным достатком. В том-то и смысл
предложенного, чтобы была возможность охвата
максимально широкой аудитории. Достигается это
двумя путями: во-первых, распространяем условия
наших олимпиад, публикуя их, в частности, в
журнале "Химия в школе", который получает
каждое среднее учебное заведение;
во-вторых,непосредственно работаем со школами,
развивая давно уже накопленный вузами опыт
подобного взаимодействия.
И, конечно же, в поле нашего зрения
далеко не только Москва! Мы знаем великолепных
преподавателей химии в Брянске, Челябинске,
Владивостоке, Великом Новгороде, Ниж нем
Новгороде, Казани, многих других городах. Школы,
где они работают, - наши надежные "опорные
пункты" в регионах. Вот сегодня ждем группу из
23 старшеклассников вместе с учителем химии
из Новочеркасска, несколько дней они будут
гостями факультета: разместим их в своем
общежитии, расскажем про химфак, университет,
покажем Москву... И это не единичный случай! Любая
школа может связаться с нами, договориться о
встрече, никому не откажем в помощи.
Так же, как не откажем в поддержке
ребятам, которые захотят испытать себя, приняв
участие в олимпиадах, а это тысячи школьников.
Наверняка не все впоследствии будут учиться у
нас, но использовать свой шанс сможет каждый. И уж
будьте уверены, мы постараемся не обойти
вниманием абитуриента, по казавшего тягу к
знаниям.
- Тем не менее существует точка
зрения, что ныне действующая система отбора не
дает молодежи равные возможности, что
вступительные экзамены - поле для
злоупотреблений, избавиться от которых поможет
лишь единый национальный тест, проводимый
одновременно для всех школьников. Как вы к этому
относитесь?
- Отрицательно. Если есть где- то
злоупотребления, это вопрос к
правоохранительным органам, пусть принимают
меры. Когда же говорят, будто единый национальный
тест обеспечит равный доступ в вуз, есть в
этом утверждении некая доля лукавства. Начнем
хотя бы с равного доступа к тому же тестированию,
как его обеспечить? Посмотрите на карту:
большинство школ в сельской местности, где не то
что компьютер, но подчас элементарная связь и
даже электричество оказываются проблемой. Когда
пару лет назад угораздило попасть под Можайском
в автокатастрофу, битые три часа пытался
созвониться с Москвой: в больнице не работал
телефон... И это всего-то в 100 км от столицы, что же
говорить о более отдаленных уголках!
Скорейшая компьютеризация всей страны
- это пока, к сожалению, иллюзия. Но даже если
представить, что мощная компьютерная техника
невесть откуда появится в каждой школе и у
каждой будет надежная, быстрая связь, кто будет
проводить тестирование? Учителей для этого надо
готовить специально, а они, как и школы, у нас
очень разные. Надо готовить к тестированию и
учеников, это ведь особая, пока непривычная форма
проверки знаний. Возможно, она приемлема для
гуманитарных дисциплин, а вот для естественно
научных-большой вопрос. К тому же никто и никогда
не заменит личной встречи ученика и
экзаменатора, не заменит собеседования,
раскрывающего возможности абитуриента. Помню,
например, собственные ощущения, когда приехал
поступать в Московский университет: со мной, с
мальчишкой из глухой деревни в Брянской области,
спокойно и доб рожелательно беседовал профессор.
Не разгляди он во мне тогда будущего коллегу, кто
знает, довелось бы учиться в университете?
Как бы нам сейчас не сделать поспешные
и непродуманные шаги, которые способны
привести к оглушительным последствиям! Считаю
разумным, что для начала решено провести
эксперимент, посмотрим, к каким он приведет
результатам. Что же касается нас, продолжим
работать со школами: в декабре публикуются
задания заочного тура нашей олимпиады, который
продлится до конца марта, приглашаем принять в
ней участие всех желающих. Таланты будем искать и
с помощью ежегодной Менделеевской олимпиады. В
2001-м она пройдет в Москве с 1 по 9 мая, на следующий
год - в Алма Ате, затем в Кишиневе и т.д.
- Валерий Васильевич, наверняка не
только система отбора "виновата" в
популярности вашего факультета...
- Разумеется. Система помогает
расширить поиск способной молодежи, сделать
Московский университет более доступным для нее.
Это, безусловно, влияет на интерес к факультету,
но молодежь стремится сюда еще и потому, что
хочет получить знания в области очень трудной и в
то же время увлекательнейшей науки - химии,
тем более что мы все активнее развиваем новые
направления исследований, а стало быть, и
подготовки кадров. За последние годы у нас
появилось немало новых специализаций в области
молекулярной биологии, биохимии, медицинской
химии, химии новых материалов, химии окружающей
среды, экологической безопасности...
Все это химия ХХI века, специалистов по этим
направлениям исследований пока очень мало,
недаром велик спрос на выпускников факультета.
Чрезвычайно охотно приглашают их работать в
западные компании и университеты. Еще бы, ведь
там подготовка подобных специалистов стоит
чрезвычайно дорого, дешевле приглашать
выпускников российских вузов, а качество
отечественного естественно-научного
образования ценится высоко. Посмотрите, такого
созвездия научных школ, как в России, нет ни в
одной другой стране мира.
- А как удержать молодежь?
– Создав условия, при которых можно полноценно
работать и достойно зарабатывать на своей
Родине. Но у выпускника должна быть и
ответственность перед учебным заведением,
давшим ему образование. Ни в коей мере не имею в
виду какие бы то ни было запреты! Но и
благотворительность ни к чему. Еще год назад наше
учебно-методичес кое объединение (УМО), в которое
входят представители всех химических вузов
страны, выработало предложения правительству.
Вкратце, хочет выпускник покинуть страну сразу
после диплома - подписывает контракт с учебным
заведением и выплачивает в течение
определенного срока затраченную на его учебу
сумму. Например, отчисляя какой-то процент из
оклада, как делают, кстати, китайские выпускники,
уезжая из страны. А еще можно предварительно
отработать три года в отечественном научном или
образовательном учреждении, тем самым оплатив
свое образование. Полагаю, это было бы
справедливо. И все-таки самое главное - изменить
положение ученого, преподавателя, создать стимул
к труду в своей стране.
- У ваших студентов есть с кого
брать пример. Пользуясь случаем, хочу поздравить
академика Лунина с премией
правительства РФ в области науки. -
Спасибо. Премия получена вместе с Институтом
катализа в Новосибирске и Институтом азотной
промышленности за создание новых катализаторов
окисления аммиака. Вот, кстати, еще одна
интереснейшая проблема, требующая приложения
сил молодых исследователей. Надеюсь встретить
продолжателей этой важной работы и среди наших
новых абитуриентов. Ждем их на Дне открытых
дверей в январе. И, конечно же, на наших
олимпиадах.
"Московская правда" 23 декабря 2000г.
Виола ЕГИКОВА.
Телефон для справок 939-3571