Впереди планеты всей
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова - старейший
российский вуз, основан в 1755 г. по замыслу и плану
М.В. Ломоносова указом императрицы Елизаветы
Петровны как центр образования, науки и культуры.
Здесь учились Радищев, декабристы
Муравьевы, Якушкин, Каховский и Трубецкой,
Белинский и Герцен, Фонвизин, Грибоедов и
Чаадаев, Лермонтов, Тютчев и Фет, Гончаров,
Островский и Чехов, Немирович-Данченко и
Вахтангов.
Сегодня Московский университет - это
ведущий вуз страны, крупнейший центр мировой
науки. Диплом МГУ во все времена был маркой
качества и высоко ценился во всем мире.
Сегодня наша наука, образование,
культура переживают не лучшие времена. В каком
состоянии находится сегодня наша высшая школа?
Отвечает ли она международным стандартам и тем
задачам, которые ставит перед нами жизнь?
О сегодняшнем дне Московского
университета рассказывает декан химического
факультета МГУ, академик РАН, профессор Валерий
Васильевич Лунин:
– За последние 10 лет, когда общество
ста ло открытым, а границы прозрачными, весь мир
убедился в высоком качестве нашего высшего
образования.
Я часто бываю в Соединенных Штатах
Америки и практически во всех ведущих
университетах США от Гарварда до Стэнфорда
работают наши выпускники и пользуются очень
высоким авторитетом благодаря нашему
знциклопедическому, в отличие от США,
университетскому образованию.
У нас очень тесные контакты с
английскими университетами - Ноттингемским
университетом, Кембриджем. Там работают десятки
наших студентов. Оказалось, что в Англии
подготовить специалиста, скажем, по физической
химии, сегодня практически невозможно, поскольку
школьные знания не позволяют учить его в
университете на современном уровне. И мы с
Королевским научным обществом сейчас обсуждаем
вопрос об открытии филиала химического
факультета МГУ в Нот тингемском университете.
Сегодня, впервые за всю историю
естественнонаучного образования в нашей стране,
к нам приезжают учиться студенты из Англии, из
Франции, из США, а это - признание наших научных
школ.
Так что в области естественных наук
наше образование отвечает самым высоким мировым
стандартам и задачам, которые ставит перед нами
жизнь.
Это начинают понимать и наши
российские работодатели.
Сейчас, как известно, нет системы
государственного распределения. И, тем не менее,
на каждого выпускника у нас есть много заявок от
наших научных и промышленных организаций,
российских и зарубежных фирм, очень широко
представленных сегодня в Москве. И у ребят
появилась возможность выбрать организацию, где
они будут достойно профессионально трудиться.
– Какие проблемы стоят сегодня
перед российской высшей школой вообще и перед
МГУ, в частности?
– В высшей школе, на мой взгляд,
сегодня единственная проблема - это обновление
материальной базы. Последние 10 лет наш
химпческий факультет не получил от государства
ни одного рубля не только на оборудованпе, но и на
реактивы.
Поэтому сегодня нам приходится всеми
правдами и неправдами самим что-то добывать:
где-то конкурс какой выиграем, где-то кто-нибудь
подарит. На том и держимся. Таким путем приобрели
уже два замечательных Интернет-класса, а месяц
назад вице-президент компании "ИНТЕЛ"
вручил нам новую рабочую станцию -
суперкомпьютер с очень высокой скоростью
вычислений. Эта база позволяет нам сегодня на
совершенно новом качественном уровне
преподавать такие дисциплины как строение
вещества. строение молекул, квантовая химия.
Но такие возможности есть не у всех.
Поэтому в нынешнем году мы договорились с
министром образования В.М. Филипповым о
выделении 100 млн. немецких марок из германского
кредита компании "Термес" на создание,
оснащение и оборудование 7 учебных и научных
центров в 7 федеральных окрутах, чтобы студенты
любого университета могли приехать и выполнить в
одном из этих центров свои исследования на
современном оборудовании.
– Решит ли проблемы материального
оснащения высшей школы переход на платное высшее
образование?
– Что касается платного высшего
образования, то, конечно, мы к этому рано или
поздно придем. Но здесь надо быть очень
осторожными. Например, на юридическом и
экономическом факультетах сегодня все готовы
платить.
На естественнонаучных же факультетах
у нас учатся, в основной массе очень материально
нуждающиеся, но талантливые ребята. Поэтому, надо
максимально отдалить переход на платное
образование до того времени, когда общество
будет жить более-менее сносно. Тем более, что
платное образование не решит всех наших проблем.
Реактивы на эти деньги еще можно будет приобрести,
а оборудование все равно не купишь.
– Жизнь, как известно, не стоит на
месте. Надо ли сегодня что-то менять в нашей
системе образования?
– Я считаю, что наша система
образования очень хороша, однако, по ходу дела мы
очень многое меняем. По каждой области знаний в
университетах России есть советы
учебно-методическихобьединений. У нас, например,
на химических факультетах классических
университетов России в этот совет входит 50
деканов. Мы пересмотрели программы по всем
предметам, и в прошлом году издали новые. Конечно,
зто уже совершенно другой уровень, чем был 10 лет
назад.
В этом смысле наша система образования
работает очень гибко. Вводятся новые
специализации, скажем, у нас это: медицинская
химия, фундаментальное материаловедение, охрана
окружающей среды и химическая экспертиза. Это
сейчас очень серьезная проблема для общества и
для цивилизации в целом.
– Зачем в таком случае нам нужна
реформа образования, вокруг которой в последнее
время разгорелось столько споров?
– Реформа образования - это условие
Всемирного банка при предоставлении нам
кредитов, и нужна она не нам, а Западу, чтобы
приблизить нашу систему образования к
европейской.
Сторонники реформы, например, вместо
11-летней средней школы хотят ввести 12-летку. Я
считаю, что зто нам совершенно не нужно. В
Голландии учатся 13 лет, у нас сейчас - 11, а в
отдельных районах страны - 10 лет. Но в этом
году прошли Всемирные олимпиады по химии, физике,
математике, биологии, информатике, и
единственная страна, дети которой получили 4 из 4
золотые медали по химии, 4 золотые медали по
информатике, 4 золотые, 1 серебряную и 1 бронзовую -
по математике, 3 золотых, 1 серебряную и 1
бронзовую по физике - это Россия, ни одной другой
такой страны нет.
Так кто же под кого должен
подравниваться?
– Сторонники реформы образования
считают, что если ввести единый национальный
тест вместо вступительных экзаменов, то не будет
коррупции и взяток в вузах, и все абитуриенты
будут иметь равные права.
– Я считаю, все это приведет к краху
нашей системы образования, а коррупция будет
процветать на уровне школы. Если где-то берут
взятки - это дело не министерства об разования, а
министерства юстиции и внут ренних дел.
Кроме того, у нас есть сельские школы -
и их большинство, которые не имеют ни
компьютеров, ни педагогов, способных это
тестирование проводить. Выходит, выпускники этих
школ вообще не смогут стать абитуриентами?
Сегодня только на нашем химическом факультете
учатся студенты из 52 районов России и 12
государств СНГ, включая Литву и Эстонию. В этом
году 30% наших выпускников получили дипломы с
отличием. Такого еще не было на химическом
факультете.
Зти успехи свидетельствуют о качестве
нашего образования и действительно равных
возможностях для всех способных ребят поступить
в Московский университет и получить хорошее
образование.
Что у нас сегодня работает, так это
образование. Конечно, можно разрушить и это. Но
восстановить будет очень и очень трудно. Ни в
одной другой области нашей жизни ошибки не
обходятся так дорого, как ошибки в образовании.
Недавно прошла встреча группы
ректоров российских вузов с президентом В.В.
Путиным, и я очень надеюсь, что голос
представителей высшей школы будет услышан
президентом и здравый смысл возобладает.
Беседовала Светлана Белостоцкая.