ChemNet
 
Химический факультет МГУ

Учебники по химии
Книги сотрудников факультета

В.В.Еремин, Н.Е.Кузьменко, А. А. Дроздов, В.В.Лунин /Химия. 9 класс
В.В.Еремин, Н.Е.Кузьменко, А. А. Дроздов, В.В.Лунин
под ред. Н.Е. Кузьменко , В.В. Лунина

Химия. 9 класс

Учебник для общеобразоват. учреждений

М. : Дрофа, 2009. - 268, [4] с. 
ISBN 978-5-358-05861-3

Учебник продолжает курс химии для основной школы, изложенный в учебнике "Химия. 8 класс" авторского коллектива преподавателей химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Отличительными особенностями книги являются высокий научный уровень изложения материала, большое количество иллюстраций, экспериментов и занимательных опытов.

Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по химии и реализует авторскую программу


Дорогие девятиклассники!

Вместе с первыми желтыми листьями незаметно отступило лето и настала осень, а вместе с ней – и новый учебный год. Все мы стали на год взрослее, и это дает нам повод оглянуться назад, подытожить знания, полученные ранее. В начале восьмого класса мы поставили перед вами задачу освоить элементарные химические знания, ту азбуку, которой оперируют химики. Теперь вы уже не путаете понятия «вещество» и «тело», умеете отличать оксиды от оснований, а кислоты от солей. По свойствам твердого соединения вы без труда можете предсказать тип его кристаллической решетки. Вы познакомились со свойствами воды, кислорода, водорода, изучили состав воздуха.
В основе химии лежит атомно-молекулярная теория. Все вещества состоят из атомов, которые могут объединяться в молекулы. С точки зрения химии атомы «вечны» – они не возникают и не исчезают, а просто переходят из одного вещества в другое. Изучив строение атома, вы узнали, что эти превращения затрагивают лишь электронные оболочки атомов. Именно электронное строение атомов определяет их химические свойства и объясняет, почему одни атомы образуют друг с другом химические связи, а другие – нет.

Атомы и молекулы взаимодействуют друг с другом в определенных количественных соотношениях. Однако для проведения реакций на практике нам надо знать массы или объемы реагирующих веществ. Такие расчеты, называемые стехиометрическими, вы изучите в первой главе книги. Следующая глава учебника посвящена типам химических реакций  и закономерностям их протекания. Она содержит теоретические сведения, необходимые для изучения неорганической химии – химии элементов и их соединений. С неорганической химией вы познакомитесь в следующих двух главах книги. А предпоследняя глава введет вас в мир органических соединений. Не забывайте заглядывать в конец книги, где приведены занимательные опыты, которые вы можете провести в химическом кабинете под руководством учителя. В рубрике «В свободное время» вы, как и прежде, найдете описания простейших химических экспериментов, легко осуществляемых и в домашних условиях.

И в заключение несколько слов об обложке. Она посвящена кварцу – оксиду кремния(IV). Это соединение широко распространено в природе. Крупные прозрачные кристаллы кварца называют «горный хрусталь», а мелкий порошок – кварцевым песком. Чистый кварцевый песок не имеет окраски, а привычный желтый цвет ему придают частички глины или минералов железа. В природе встречается и окрашенный примесями оксид кремния(IV) – это фиолетовые аметисты, оранжево-красный сердолик, зеленая яшма. Внимательно сравните структуры кварца со структурой льда, которую вы помните по обложке учебника восьмого класса. Они очень похожи с той разницей, что места атомов кислорода в воде занимает атом кремния, а вместо атомов водорода стоят атомы кислорода. Природа не любит большого разнообразия кристаллических форм.

Желаем вас успехов в изучении химии,

Авторы


ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. Стехиометрия. Количественные соотношения в химии

§ 1. Моль – единица количества вещества
§ 2. Молярная масса
§ 3. Вывод простейшей формулы вещества
§ 4. Расчеты по уравнениям реакций
§ 5. Закон Авогадро. Молярный объем газов
§ 6. Относительная плотность газов
§ 7. Расчеты по уравнениям химических реакций с участием газов
§ 8. Более сложные расчеты по уравнениям реакций
Самое важное в главе 1

ГЛАВА 2. Химическая реакция

§ 9. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация
§ 10. Диссоциация кислот, оснований и солей
§ 11. Сильные и слабые электролиты
§ 12. Кислотность среды. Водородный показатель
§ 13. Реакции ионного обмена и условия их протекания
§ 14. Окисление и восстановление
§ 15. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций
§ 16. Химические источники тока. Электрохимический ряд напряжений металлов
§ 17. Электролиз расплавов и растворов
§ 18. Тепловые эффекты химических реакций
§ 19. Скорость химических реакций
§ 20. Обратимые реакции. Химическое равновесие.
Самое важное в главе 2

ГЛАВА 3. Неметаллы

§ 21. Общая характеристика неметаллов
§ 22. Хлор
§ 23. Хлороводород и соляная кислота
§ 24. Галогены
§ 25. Сера
§ 26. Серная кислота
§ 27. Азот
§ 28. Аммиак
§ 29. Азотная кислота
§ 30. Фосфор
§ 31. Фосфорная кислота
§ 32. Углерод
§ 33. Уголь
§ 34. Угарный и углекислый газы
§ 35. Угольная кислота и ее соли
§ 36. Круговорот углерода в природе
§ 37. Кремний и его соединения
Самое важное в главе 3

ГЛАВА 4. Металлы

§ 38. Общие свойства элементов-металлов
§ 39. Простые вещества-металлы
§ 40. Получение металлов. Применение металлов в технике
§ 41. Щелочные металлы
§ 42. Кальций
§ 43. Алюминий
§ 44. Железо
Самое важное в главе 4

ГЛАВА 5. Основы органической химии

§ 45. Многообразие и классификация органических веществ
§ 46. Особенности строения органических веществ
§ 47. Углеводороды
§ 48. Природные источники углеводородов
§ 49. Спирты
§ 50. Углеводы
§ 51. Карбоновые кислоты
§ 52. Аминокислоты. Белки
Самое важное в главе 5

ПРАКТИКУМ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ ПО ХИМИИ

ОТВЕТЫ К РАСЧЕТНЫМ ЗАДАЧАМ

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА (литература для дополнительного чтения)

 

 

 


Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору