События и итоги
Химический факультет: взаимосвязь со школой –
это не только хорошие студенты, но и развитие химической науки
О секретах
семейного счастья сложено немало пословиц и поговорок. Женщины, умудренные
опытом, вспоминают часто такую максиму: "Чтобы быть женой генерала, нужно
выйти замуж за лейтенанта". Другие делятся своими наработками:
"Достойного мужа себе нужно выращивать самой". Если же из этих
житейских перлов убрать некоторый иронический налет и
"практико-ориентированную" бытовую окраску, то в сухом остатке
получим справедливое во все времена правило человеческого общения: чтобы тебя
окружали достойные коллеги и последователи, тебе самому следует приложить к
этому немало усилий.
На открытии Всероссийского конкурса исследовательских работ школьников выступает декан химфака академик В.В.Лунин
|
Именно из этих
соображений исходит Химический факультет, уже много лет ведущий активную работу
со школьниками: хороших студентов надо себе вырастить из учеников обычных
средних школ. А в Московском университете хороший студент – это студент,
увлеченный наукой, который после окончания учебы будет продолжать любимое дело.
И значит, химия, широко распростиравшая руки свои в дела человеческие еще во
времена Ломоносова, будет продолжать свое победное шествие и в наши дни. Так
что смысловая цепочка, связывающая поступательное развитие современной науки с
необходимыми для этого действиями, весьма коротка и довольно быстро приводит к простому
и не очень оригинальному выводу: воспитывать себе смену нужно еще со школьной
скамьи.
Формы работы
химфака со школами и учащимися весьма разнообразны. Так, уже восемь лет
Химический факультет тесно сотрудничает с Благотворительным фондом наследия
Д.И.Менделеева, который организует конкурсы для школьников и учителей, а три
года назад начал проведение специальных тренингов под названием "Путь к
Олимпу!" по подготовке старшеклассников к олимпиадам разного уровня. В
частности, на тренинге по химии все занятия со школьниками (а это, как правило,
около 200 человек из всех регионов России) ведут преподаватели химического
факультета: профессора В.В.Еремин (главный тренер сборной России на
Международных химических олимпиадах), В.И.Теренин (один из
авторов учебного комплекта по химии для средней школы), доценты А.А.Дроздов
(один из авторов учебного комплекта по химии для средней школы), И.В.Трушков (куратор секции по органической химии на Международной Менделеевской олимпиаде по химии), а также студенты и аспиранты химфака – победители международных химических олимпиад прошлых лет. Часть практических занятий в рамках тренинга проводится в
студенческих практикумах химического факультета, здесь ребята могут освоить
задачи, которые бывают на экспериментальных турах олимпиад высокого уровня.
Сроки проведения тренинга по химии ежегодно подбираются так, чтобы заключительным
аккордом стал проводимый в начале октября Фестиваль науки: лекции ведущих
ученых-химиков, экскурсии по химфаку достойно венчают неделю, проведенную в
Москве на занятиях. Важно, что вместе со школьниками на лекциях и практических
занятиях присутствуют и их педагоги, которые также проходят своеобразную "предолимпиадную
подготовку" – на своем уровне, ведь им потом предстоит продолжать процесс
подготовки своих "олимпийцев".
Традиционные
Дни открытых дверей также собирают обширную аудиторию интересующихся химией и
возможностями поступить на химфак. Здесь руководство факультета и сотрудники,
входящие в "штаб нового приема", рассказывают о том, как лучше
подготовиться к ЕГЭ, к приемным экзаменам, какими учебниками и пособиями
воспользоваться. День открытых дверей 13 января открыл, как обычно,
декан, академик В.В.Лунин. Поприветствовав школьников, Валерий Васильевич отметил:
"На химическом фпкультете вы получаете уникальное образование. Химия давно
стала неотъемлемой частью материальной культуры общества. Без химии нет
жизни".
День открытых дверей. Профессор Н.Е.Кузьменко рассказывает школьникам о факультете
|
Перед школьниками выступили
также зам.декана по учебной работе профессор
Н.Е.Кузьменко, ответственный секретарь приемной комиссии химфака доцент
И.А.Тюльков. На вопросы о подготовке школьников к поступлению с помощью дистанционных
подготовительных курсов ответил технический директор курсов старший научный
сотрудник В.В.Миняйлов.
Дистанционное
обучение является одним из инновационных направлений работы со школьниками. Использование
дистанционных образовательных технологий позволяет сокращать расстояния между
учащимися, где бы они ни находились, и преподавателем, который остается
основным действующим началом процесса обучения. Дистанционное обучение
подразумевает большой объем самостоятельной работы – это, совместно с общением
с преподавателями МГУ, оказывает сильное воспитательной влияние на учащихся,
стимулирует их стремление к учебе и их саморазвитие. Таким образом,
дистанционные образовательные технологии позволяют находить и готовить
отличные абитуриентские кадры для факультета со всей России и не только.
Дистанционные курсы подготовки
абитуриентов успешно
работают на химическом факультете с 2005 года по трем направлениям (включая подготовку
к ЕГЭ) – химия, физика, математика. Обучение по каждому
предмету ведут преподаватели профильных факультетов МГУ: по химии – доцент
химического факультета Е.В. Карпова, по математике – доцент
механико-математического факультета Т.Ю. Семенова, по физике – доцент
физического факультета А.В. Зотеев. Работу курсов обеспечивают доцент
Е. А. Еремина и с.н.с. В.В. Миняйлов. За время работы курсов
успешно прошли подготовку ребята из разных уголков России – от Москвы до
Дальнего Востока, и из-за границы – из Мексики, Франции, Южной Кореи, Латвии. В 2010 и 2012 годах доля поступивших из приехавших поступать
выпускников курсов составила 100%. Некоторые выпускники уже стали
аспирантами химического факультета.
На базе химического факультет
совместно с СУНЦ МГУ ведется и исследовательская научно-методическая работа
(проф. В.В. Загорский, с.н.с. Миняйлов) по оптимальному
внедрению технологий дистанционого обучения в процесс школьного преподавания
химии, без результатов которой невозможно развитие в данной области.
На сайте электронной библиотек
химического факультета "Chemnet" для школьников
предлагается две коллекции интерактивных 3D илюстраций:
"Интерактивные трехмерные модели молекул для школьного курса химии" с "живыми"
моделями органичеких молекул, и "Взгляд в наномир" с трехмерными изображениями
вирусов, бактерий и бругих нанообъектов. Во
время фестиваля науки 2013 г. юные посетители презентации В.В. Миняйлова "Интернет-ресурсы
Химического факультета МГУ: от электронной библиотеки до дистанционного
обучения"
на интерактивной доске своми руками "трогали" поверхность бактерий, и "вращали"
молекулы и кристалличские структры, что вызывало не только неподдельный
интерес, но и удовольствие. Красота и интеракивность этих иллюстраций
оказывает впечатление на детей и стимулирует их интерес к естесственно-научным
дисциплинам. Таким путем информационно-комуникационные технологии создают новые
пути сближения молодой аудитории с химической наукой и смежными с ней
дисциплинами.
Совсем недавно (6-8 февраля)
прошло еще одно важное мероприятие – Всероссийский конкурс исследовательских
работ обучающихся им. Д.И.Менделеева. Этому конкурсу уже девять лет. Его
организаторы – Благотворительный фонд наследия
Менделеева,
Химический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, РХТУ им. Д.И.Менделеева и ряд
других учреждений. В жюри входят профессора и преподаватели Химического
факультета, а возглавляет его декан химфака
В.В.Лунин. В этом году в секции химии на Конкурсе традиционно было
немало интересных работ, которые демонстрировали интерес школьников как к чисто
научным темам (например, работы А.Сайфутдиновой из Салавата "Изучение
влияния различных факторов на активность фермента каталазы", А.Валяевой из
Москвы "Синтез аналогов подофиллотоксина и их тестирование на
биологическую активность", Д.Морозова из Астрахани
"Рефрактометрический метод в экспресс-анализе органических веществ", С.Бутырина
из Перми "Утилизация экотоксикантов – полихлорированных бифенилов,
природным бактериальным штаммом RhodococcusSP"), так и к прикладным
вопросам химической науки (работы Е.Барбошиной из Старого Оскола
"Исследование химического состава чашки чая", Г.Эленбергера из Твери
"Определение фенолов в копченых продуктах питания", Д.Плешаковой из
Новороссийска "Сравнительная характеристика химического состава энергетических
напитков", Г.Столетова из Белгорода "Определение кислотности яблочных
соков с использованием двух электрохимических датчиков"). Уже из этих
примеров виден широкий тематический диапазон работ, представленных на конкурс.
Интересно, что наиболее яркие исследования, обратившие на себя внимание жюри,
были выполнены в тех школах, где налажено сотрудничество с вузами или
научно-исследовательскими институтами, где у учащихся имеется возможность
работать в настоящих химических лабораториях, консультироваться у
преподавателей или сотрудников институтов. Именно такая связка
("школа-вуз" или "школа-НИИ") и дает возможность ребятам
еще в школе почувствовать вкус к научной работе, а нашей науке – обеспечить
себе развитие в ближайшем будущем.
Т.В.Богатова,
В.В.Миняйлов.
Химический факультет МГУ