Преподавание гуманитарных дисциплин в химических классах
Учитель высшей категории Г.А.Самойлова
Принимая учащихся в 9-ый и 10-ый лицейские классы, учителя
гуманитарных предметов ясно представляют себе задачи, которые необходимо решить
в течение 2-х-3-х лет обучения в школе. Это и свободное владение устной и
письменной речью выпускниками (чтобы в будущем читать лекции и писать научные
статьи), и умение логически выстроить доказательства, а также отобрать
материал, относящийся к теме, и приводить вовремя неоспоримые аргументы и
доказательства, отстаивая свою точку зрения в споре и т.д. На долю словесников
падает основной груз в выработке этих умений, которым надо научить всех
пришедших из разных школ Москвы и Подмосковья с разной подготовкой, кругозором,
начитанностью, представлениями о том, что такое умственный труд и какова его
культура.
Оказывается необходимым сразу же
откровенно и ясно донести до учащихся и их родителей всю серьезность задач
гуманитарного образования и необходимость их успешного решения. Чтение
художественного произведения; постижение глубины русской классики; понимание
высочайших нравственных вершин, утверждаемых нашей литературой; блеск, красота,
поразительная точность и выразительность языка и возможность овладеть этим
великим достоянием; воспитание вкуса, умения отличить подлинное от мишуры,
почувствовать пошлость и испытать отвращение к ней – вот что составляет
содержание работы учителя на каждом уроке. Он должен убедить всех учащихся в
невозможности изучать произведение в отрывках или насаждаемых сейчас так
называемых сокращенных вариантах. Ведь понятно, что по этим убогим пересказам
изучать литературу нельзя. Действительно, какое представление можно составить о
художественной картине, посмотрев лишь ее небольшой участок или получив в
распоряжение только выполненную на плохом ксероксе копию этой картины?
В последние полтора десятилетия появилось много новых
проблем. Известно, например, что исторические факты во многих нынешних школьных
учебниках, энциклопедиях, различных альманахах, предназначенных для детей,
сильно искажены, а то и просто извращены. Учителям литературы нашей школы
необходимо донести до учащихся правду о Великой Отечественной Войне, что
возможно с помощью произведений писателей-фронтовиков: В.Быкова, Ю.Бондарева,
В.Некрасова, К.Симонова, В.Астафьева, Е.Носова, Б.Васильева, В.Богомолова, а
также В.Распутина, В.Солоухина… Уроки, на которых идет речь о произведениях
названных авторов, дают возможность говорить о самых высоких гражданских чувствах,
о любви и ненависти, о самоотверженности и самопожертвовании, о значимости
каждого человека, об ответственности всех за всё. Читая живые свидетельства
Великой военной эпохи, учащиеся познают, чего стоила Победа для каждого из тех,
кто на фронте или в тылу, преодолевая неимоверные трудности, честно исполнил
свой долг перед всей страной, перед своими близкими, перед самим собой.
Часто приходится сталкиваться с
мнением, что у современной молодежи потерян интерес к литературе, к чтению.
Конечно, для некоторых молодых людей художественная литература — своего рода
неизвестная земля, "terra incognita".
Для того чтобы учащийся полюбил чтение художественной литературы, нужны
серьезные учительские усилия. В нашей школе в химических классах на уроках
литературы традиционно проводятся "предметные" недели, Учителя заранее
обсуждают с учащимися, чему следует посвятить эти особые уроки. Может быть,
кому-то в это трудно будет поверить, но десятиклассники химических классов
часто предлагают посвятить эти уроки древнерусской литературе. Сами учащиеся
принимают активное участие в подготовке и проведении таких уроков. И наступает
настоящий праздник, когда устами ребят говорит первый русский митрополит
Илларион, излагая философию "Слова о Законе и Благодати", когда на уроке обсуждается
мудрость поучений Владимира Мономаха. Очень полезным для учащихся оказывается
обсуждение на уроке многовекового народного опыта, отраженного в "Домострое". А
как завораживает всех волшебная музыка "Слова о полку Игореве"! Большое
значение для формирования мировоззрения учащихся имеет знакомство с
эпистолярным наследием князя Курбского и царя Иоанна Грозного, с глубочайшей
сатирической остротой сочинений неистового протопопа Аввакума…
Будущие химики с удовольствием
учат наизусть отрывки из этих произведений на древнерусском языке, с огромным
вниманием знакомятся на уроках с духовной музыкой Молебного канона
Троице-Сергиевской Лавры, Нотного обихода Киево-Печерской Лавры, произведений
Георгия Свиридова ….
К
сожалению, современные дети фактически лишены музыкального образования, не
знают ни русскую, ни мировую живопись, и для многих наших лицеистов (если не
для подавляющего большинства) становятся откровением ежегодно проводимые в
школе концерты Московской филармонии. Мы знакомим учащихся с театральной
историей Москвы, с тем, что на протяжении столетий Московский университет
(студентами которого мечтает стать большинство учащихся лицейских классов)
славился и славится своим хором, своим студенческим театром, своим оркестром.
Школа для эстетического воспитания и развития общей культуры
учащихся старается широко использовать возможности Москвы. Учителя постоянно
организуют посещение концертов Московской консерватории, музеев Москвы и
Подмосковья, спектаклей Малого театра, театр им. Е.Вахтангова и других.
Не пренебрегаем мы и добрым опытом гуманитарного воспитания
и образования учащихся путем развития их художественной самодеятельности.
Учащиеся химических классов часто выступают на сцене актового зала школы в
самодеятельных концентрах. Команда лицеистов часто оказывается победительницей
в школьном КВН’е и Брейн-ринге.
Хочется сказать и еще об одной
форме нашей работы, где тесно переплетены гуманитарное и естественнонаучное
образование. Очевидна поучительность встреч в стенах школы будущих
ученых-химиков с известными, именитыми, удостоенными высоких ученых званий и
наград представителями современной науки. Такие встречи ("Научные среды")
регулярно проводятся под руководством С.С.Бердоносова. Интересно, что среди
приглашенных на эти среды уже бывают и наши бывшие ученики.
"Свои" встречи проводят и
словесники школы. Так, в апреле 1996 года состоялась незабываемая для всех нас
встреча с А.И.Солженицыным. На этой встрече по-особому зазвучали и "Матренин
двор", и история жизни Ивана Денисовича. Очень важно, что, готовясь к разговору
с писателем, ребята прочли многие его произведения и могли о многом его
спросить, а по каким-то вопросам — и поспорить.
Словесники нашей школы считают:
очень важно, чтобы понятие чести для лицеистов шло от героев Л.Н.Толстого,
представление о значимости и силе семьи и братства – от булгаковских Турбиных,
а осознание красоты и целомудренности чувств – от поэзии Пушкина и его
талантливых преемников и последователей.
|