V. Современная система химических олимпиад
В развитии интереса школьников к
химии кроме учебников большую роль играют химические олимпиады. Система химических олимпиад - одна из немногих образовательных структур,
которые выдержали распад страны. С самого первого года существования независимой
России стала проводиться Всероссийская олимпиада по химии. В настоящее время
эта олимпиада проходит в пять этапов: школьный, районный, областной,
федеральный окружной и финальный. Победители финального этапа представляют
Россию на Международной химической олимпиаде. Самыми важными с точки зрения
образования являются наиболее массовые этапы -
школьный и районный, за который отвечают школьные учителя и методические
объединения городов и районов России. За всю олимпиаду в целом отвечает
Министерство образования.
Интересно,
что бывшая Всесоюзная олимпиада по химии тоже сохранилась, но в новом качестве.
Ежегодно химический факультет МГУ организует международную Менделеевскую
олимпиаду, в которой участвуют победители и призеры химических олимпиад
стран СНГ и Балтии. Первые годы олимпиада проходила в России, но с 1997 г. ее
география существенно расширилась:
Год
|
Место
проведения
|
Число
стран-участниц
|
Число
школьников
|
1996
|
Пущино
(Россия)
|
12
|
85
|
1997
|
Ереван
(Армения)
|
8
|
48
|
1998
|
Иссык-Куль
(Киргизия)
|
12
|
68
|
1999
|
Минск
(Беларусь)
|
11
|
65
|
2000
|
Баку
(Азербайджан)
|
10
|
54
|
2001
|
Москва
(Россия)
|
13
|
80
|
2002
|
Алма-Ата
(Казахстан)
|
14
|
85
|
2003
|
Пущино
(Россия)
|
14
|
85
|
Менделеевская
олимпиада позволяет талантливым детям из бывших республик Советского Союза
поступить в Московский университет и другие престижные вузы без экзаменов.
Кроме того, эта олимпиада является мощным инструментом создания единого образовательного
химического пространства в странах-участницах. Одаренные школьники получают
новые возможности общения со своими сверстниками и будущими коллегами по
профессии из других стран. Жюри и оргкомитет Менделеевской олимпиады в разные
годы возглавляли известные ученые: академики Ю.А.Золотов, А.Л.Бучаченко,
П.Д.Саркисов. В настоящее время олимпиадой руководит академик В.В.Лунин.
В
последние 5 лет число предметных олимпиад резко возросло за счет того, что многие
вузы в поисках новых форм привлечения абитуриентов стали проводить собственные
олимпиады и засчитывать результаты этих олимпиад в качестве вступительных
экзаменов. Пионером этого движения был химический факультет МГУ, который
ежегодно проводит заочно-очную олимпиаду по химии, физике и математике.
Этой олимпиаде, которую мы назвали "Абитуриент МГУ", в этом году
исполняется уже 10 лет. Она обеспечивает не декларированный, а действительный равный
доступ всем группам школьников к обучению в Московском университете.
Олимпиада проходит в два этапа: первый -
заочный - этап носит ознакомительный характер. Мы публикуем задания во всех
профильных газетах и журналах и рассылаем задания по школам. На решение
отводится почти полгода. Тех, кто выполнил хотя бы половину заданий, мы
приглашаем на очный тур. Письменные задания по математике и химии позволяют
определить победителей олимпиады, которые получают преимущества при поступлении
на наш факультет.
География
этой олимпиады необычайно широка! Каждый год в ней участвуют представители всех
регионов России - от Калининграда до
Владивостока, а также несколько десятков "иностранцев" из стран СНГ и
Балтии. Развитие этой олимпиады привело к тому, что многие талантливые дети из
провинции едут учиться в Московский университет: более 60% студентов
химического факультета МГУ -
иногородние.
В
то же время, вузовские олимпиады постоянно испытывают давление со стороны
Министерства образования, которое проводит идеологию ЕГЭ и стремится лишить
вузы самостоятельности в определении форм приема абитуриентов. И здесь на
помощь министерству приходит, как это ни странно, Всероссийская олимпиада. Идея
министерства состоит в том, что преимущества при поступлении в вузы должны
иметь только участники тех олимпиад, которые организационно вливаются в
структуру Всероссийской олимпиады. Любой вуз может самостоятельно проводить
какую угодно олимпиаду безо всякой связи с Российской, но результаты такой
олимпиады не будут засчитываться при поступлении в этот вуз.
Если
эта идея будет законодательно оформлена, это нанесет довольно сильный удар по
системе приема в вузы и, самое главное, по школьникам выпускных классов,
которые лишатся многих стимулов к поступлению в выбранный ими вуз. В то же
время, у ребят, заинтересованных химией, всегда остается главный стимул -
привлекательность химии как науки и способа мышления. Этот стимул не зависит от
конъюнктурных колебаний и сиюминутных политических интересов номенклатуры.
Подводя
итоги, мы можем сказать, что несмотря на сложные внешние и внутренние
обстоятельства, химическое образование в России находится на достаточно высоком
уровне и имеет хорошие перспективы. Главное, что нас в этом
убеждает, - это неиссякаемый поток юных талантов,
увлеченных нашей любимой наукой и стремящихся получить хорошее образование и
принести пользу себе и своей стране.
|