3.3. Работа 2. Слабые электролиты
3.3.1.Цель работы:
Изучить зависимость степени диссоциации слабого
электролита от концентрации. Изучить поведение
слабых электролитов при добавлении одноименных
ионов. Сравнить поведение сильных и слабых
электролитов при взаимодействии с металлами.
3.3.2. Реактивы
Концентрированная СН3СOOH; 0,1, 1 и 2 М
растворы СН3СOOH; 0,1 М и 1 М растворы аммиака;
буферные растворы с рН 1,68; 4,01; 6,86 и 9,18; стружка Mg;
универсальный индикатор; Zn, гранулы; 1 М
растворы HCl и NaOH; кристаллические NH4Cl, NaCl, CH3COONH4
(CH3COONa); растворы метилоранжа и
фенолфталеина.
3.3.3. Оборудование
рН-метр, две мерные колбы на 50 мл, пробирки, мерные
пипетки, стаканы на 50 – 100 мл, мерные цилиндры на 5
мл, секундомер.
3.3.4. Порядок выполнения работы
Опыт 4. Измерение рН растворов уксусной
кислоты
Ознакомьтесь с инструкцией по работе на
рН-метре. Проведите калибровку прибора
Приготовьте по 50 мл 0,01 и 0,001 М растворов СН3СOOH,
используя в качестве исходного 0,1 М раствор по
методике, описанной в опыте 1. Измерьте рН
исходного и приготовленных растворов.
Результаты измерения рН 0,1; 0,01 и 0,001 М растворов
СН3СOOH занесите в таблицу 3.3.
Таблица 3.3
Концентрация СН3СOOH, моль/л |
рН эксп. |
Степень диссоциации, a |
Кд эксп. |
pH теор. |
0,1 |
||||
0,01 |
||||
0,001 |
Вопросы и задания:
Опыт 5. Измерение рН
растворов аммиака
Приготовьте по 50 мл 0,01 и 0,001 М растворов
аммиака, используя в качестве исходного 0,1 М
раствор.
Исходный 0,1 М раствор аммиака и приготовленные 0,01 и 0,001 М растворы налейте в стаканчики на 50 мл примерно на 1/3–1/2 их объема. Измерьте рН растворов с помощью рН-метра.
Результаты измерения рН 0,1; 0,01 и 0,001 М растворов NН3 занесите в таблицу 3.4.
Таблица 3.4
Концентрация NН3 моль/л |
рН эксп. |
Степень диссоциации, a |
Кд эксп. |
pH теор. |
0,1 |
||||
0,01 |
||||
0,001 |
Вопросы и задания:
Опыт 6.Измерение скорости
растворения магния в уксусной кислоте различной
концентрации
Для проведения работы приготовьте по 5 мл 0,1 М, 1
М, 2 М, 5,25 М, 8,75 М, 10,5 М растворов уксусной кислоты,
исходя из концентрированной (17,5 М). При наличии
готовых растворов, используйте их.
В таблице 3.5 приведены объемы концентрированной уксусной кислоты, необходимые для приготовления этих растворов.
Таблица 3.5
N п/п |
Раствор CH3COOH |
Концентрация CH3COOH, моль/л |
Время растворения Mg, c |
|
Объем конц. CH3COOH, мл |
Общий объем раствора |
|||
1 |
0,03 (1 капля) |
5,00 |
0,1 |
|
2 |
0,3 |
5,00 |
1,0 |
|
3 |
0,57 |
5,00 |
2,0 |
|
4 |
1,50 |
5,00 |
5,25 |
|
5 |
2,50 |
5,00 |
8,75 |
|
6 |
3,00 |
5,00 |
10,50 |
|
7 |
5,00 |
5,00 |
17,5 |
Необходимые объемы концентрированной уксусной кислоты и воды налейте мерными пипетками непосредственно в пробирки, где будут проводиться опыты. Перемешайте растворы стеклянной палочкой. В каждый раствор по очереди добавляйте одинаковые кусочки магниевой стружки и замеряйте секундомером время полного растворения магния. Результаты занесите в таблицу 4.
Вопросы и задания:
Постройте график зависимости
времени растворения магния от концентрации
уксусной кислоты (моль/л или %).
Опыт 7.Влияние одноименного иона на
равновесие в растворе слабой кислоты
В пробирку налейте 2–3 мл 1 М раствора CH3COOH.
Прибавьте 1 каплю индикатора метилового
оранжевого. Отметьте окраску раствора. Внесите в
пробирку шпателем несколько кристалликов
ацетата аммония или ацетата натрия. Отметьте, как
изменится цвет растворов в пробирке.
Для количественного определения изменения рН раствора уксусной кислоты при добавлении одноименного иона можно воспользоваться рН метром.
Вопросы и задания:
Как и почему изменился рН раствора
уксусной кислоты после добавления соли с
одноименным ионом?
Опыт 8. Влияние одноименного иона на
равновесие в растворе слабого основания
В пробирку налейте 2-3 мл 1 М раствора NH3.
Добавьте в пробирку 1 каплю индикатора
фенолфталеина и отметьте окраску раствора. Затем
внесите в пробирку несколько кристалликов
ацетата аммония. Отметьте, изменился ли цвет
раствора.
Для количественного определения изменения рН раствора аммиака при добавлении одноименного иона можно воспользоваться рН метром.
Вопросы и задания:
Как и почему изменился рН раствора
аммиака после добавления соли с одноименным
ионом?
Опыт 9.Сравнение поведения сильного
и слабого электролита
В две пробирки налейте по 2 мл 1 М растворов
соляной и уксусной кислот и поместите в каждую по
грануле цинка. Сравните визуально скорость
выделения водорода при взаимодействии металла с
соляной и уксусной кислотами.
Вопросы и задания:
3.3.5. Что должен представить студент преподавателю для сдачи работы