3.4. Работа 3. Гидролиз солей
3.4.1. Цель работы
Изучить гидролиз различных солей. Исследовать
влияние температуры на гидролиз.
3.4.2. Реактивы
0,1 М растворы ZnSO4, MnSO4, NiSO4, Al2(SO4)3, Co(NO3 )3, CoCl2, CrCl3 NH4Cl, MgCl2, CaCl2, NaNO2, Na2CO3, NaHCO3, NH4HCO3, NH4CH3COO, Na3PO4, Na2HPO4, NaH2PO4, FeCl3, Na2S, NaCl, NaBr, NaI, Na2S, KNO2, 1 М CH3COONa, 0,01 М раствор AgNO3; 1 M раствор Na2S2O3; раствор NH4OH (1:1); набор индикаторов.
3.4.3. Оборудование
Мерные колбы на 100 мл, пробирки, конические
пробирки, микропипетки, водяная баня, рН-метр.
3.4.4. Порядок выполнения эксперимента
Опыт 10. Гидролиз катиона Al3+
Согласно методике, описанной в опыте 1,
приготовьте из 0,1 М раствора Al2(SO4)3
по 50 мл 0,01 и 0,001 М растворов. Налейте в
стаканчики на 1/3 –1/2 объема исходный и
приготовленные растворы и измерьте их рН с
помощью рН-метра. Результаты занесите в табл. 3.6.
Вопросы и задания
Таблица 3.6
Концентрация соли |
рНэксп |
Kг. |
Кд(AlOH2+) |
pHрасч. |
0,1 |
||||
0,01 |
||||
0,001 |
Опыт 11: Гидролиз аниона NO2–
Согласно методике, описанной в опыте 1, приготовьте из 0,1 М раствора KNO2 по 50 мл 0,01 и 0,001 М растворов. Налейте в стаканчики на 1/3 –1/2 их объема исходный и приготовленные растворы и измерьте их рН с помощью рН-метра. Результаты занесите в табл. 3.7.
Вопросы и задания
Таблица 3.7.
Концентрация соли |
рН |
h |
Kг. |
Кд(HNO2) |
pHрас. |
0,1 |
|||||
0,01 |
|||||
0,001 |
Опыт 12. Определение солей слабых и
сильных кислот и оснований по значениям рН
растворов
Налейте в стаканчики на 1/3–1/2 объема
пять–шесть 0,1 М растворов солей, указанных
преподавателем. Определите рН их растворов с
помощью рН-метра. Результаты измерения занесите
в табл. 3.8.
Таблица 3.8
Соль | |||||||||
рН | |||||||||
Выводы |
Вопросы и задания:
Опыт 13. Равновесия в растворах
фосфатов натрия
Налейте в три стаканчика на 1/2 - 1/3 их объема 0,1 М
растворы Na3PO4, Na2HPO4, NaH2PO4.
Определите рН с помощью рН-метра. Результаты
занесите в таблицу 3.9.
Вопросы и задания.
Опыт 14. Необратимый гидролиз
В коническую пробирку налейте приблизительно
по 1мл 0,1 М растворов солей FeCl3 и Na2CO3,
CrCl3 и Na2CO3 или Al2(SO4)3
и Na2S. Отметьте наблюдаемое.
Вопросы и задания.
Опыт 15. Влияние температуры на степень гидролиза ацетата натрия
В две пробирки налейте на четверть их объема 1 М раствор ацетата натрия и добавьте в каждую по 2 капли фенолфталеина. Одну пробирку оставьте в качестве свидетеля, а вторую нагрейте на кипящей водяной бане. Отметьте изменение цвета раствора при нагревании. Охладите пробирку до комнатной температуры и опять отметьте наблюдаемые изменения цвета.
Вопросы и задания.
Опыт 16. Влияние температуры на гидролиз хлорида железа (III)
Налейте в пробирку примерно на треть ее объема 0,1 М раствора FeCl3. Поместите пробирку с раствором в кипящую водяную баню, нагревайте до образования коллоидного раствора.
Вопросы и задания:
3.4.5. Что должен представить студент преподавателю для сдачи работы
3.5. Работа 4. Равновесия в растворах электролитов
с участием твердой фазы3.5.1.Цель работы:
Изучить условия образования и растворения
осадков, растворимость осадков солей в растворах
кислот, влияние температуры на растворимость
солей
3.5.2. Реактивы
1 М растворы MnSO4, ZnSO4, CuSO4, CaCl2,
Na2C2O4, Na2CO3, Na2S2O3,
HCl, H2SO4, CH3COOH; 0,1М растворы NaCl, NaBr,
NaI, Na2S; 0,01М раствор AgNO3; раствор NH4OH
(1:1); 6 М раствор (NH4)2S.
3.5.3. Оборудование
Пробирки простые и конические, штатив для
пробирок, пипетки капельные, аппарат Киппа,
заряженный для получения H2S , центрифуга
3.5.4. Порядок выполнения эксперимента
Опыт 17: Условие образования
осадков
В две пробирки налейте по 1 мл 1 М раствора MnSO4. В одну из них прилейте 2–3 капли 6 М (NH4)2S, в другую пропустите сероводород из аппарата Киппа до насыщения раствора (2-3 минуты).Опыт проводить под тягой !
Вопросы и задания.
Опыт 18. Растворение сульфидов в кислотах
В 3 пробирки налейте по 1мл 1 М растворов солей MnSO4, ZnSO4, CuSO4. В каждую пробирку добавьте 2-3 капли 6 М (NH4)2S. Отметьте цвета получившихся осадков. В каждую пробирку с осадком прилейте по 1мл 1 М раствора соляной кислоты. Опыт проводится под тягой!
Вопросы и задания:
Опыт 19. Растворимость карбонатов кальция в сильных и слабых кислотах
В три пробирки налейте по 1-2 мл 1 М растворов CaCl2 и Na2CO3. В первую пробирку с осадком прилейте приблизительно 1 мл 1 М HCl, во вторую - такой же объем 1 М CH3COOH, в третью - 1 М H2SO4.
Вопросы и задания:
Опыт 20. Растворимость оксалата
кальция в сильных и слабых кислотах
В пробирку налейте по 2 мл 1 М растворов CaCl2 и
Na2C2O4. Содержимое пробирки
разделите на две части. К одной части прибавьте
1 мл 1 М HCl, к другой - 1 мл 1 М CH3COOH.
Вопросы и задания:
Опыт 21. Растворимость солей в
зависимости от температуры
Налейте в две пробирки на треть их объема
дистиллированной воды. Затем в одну из них
прибавьте кристаллический NaCl, а в другую
кристаллический KNO3 до получения
насыщенных растворов. Зафиксируйте температуру
каждого из полученных растворов (термометром или
на ощупь). Поместите обе пробирки в кипящую
водяную баню.
Вопросы и задания:
3.5.5. Что должен представить студент преподавателю при сдаче работы:
3.6. Работа 5. Равновесия в растворах электролитов
с участием комплексных ионов3.6.1. Цель работы
Изучить равновесия в растворах электролитов с участием комплексных ионов. Исследовать влияние концентрации и температуры на химическое равновесие реакций с участием комплексных ионов.
3.6.2. Реактивы
Кристаллические NH4Cl, NaCl, KNO3, NaCH3COO; 0,1 М растворы CH3COOH, Co(NO3)2, NH4SCN, FeCl3; 0,1 М спиртовой раствор Co(NO3)2; концентрированные растворы HCl, NH4SCN и FeCl3.
3.6.3. Оборудование
Пробирки простые и конические, штатив для пробирок, капельные пипетки, стаканчики, шпатель, водяная баня.
3.6.4. Порядок выполнения эксперимента
Опыт 23. Равновесия в растворе роданида железа (III)
Налейте в стаканчик 20 мл дистиллированной воды и добавьте по 10 капель 0,1 М растворов FeCl3 и NH4CNS (раствор должен быть светло-красного цвета и прозрачный). Разлейте полученный раствор в 5 конических пробирок. Одну оставьте в качестве свидетеля, а в остальные прибавьте по несколько капель концентрированных растворов FeCl3, NH4SCN и кристаллов NH4Cl, NaCl.
Вопросы и задания:
Опыт 24. Равновесие между аква- и хлоридным комплексами кобальта
В одну пробирку налейте 1 мл 0,1 М водного раствора Co(NO3)2, в другую такое же количество 0,1 М спиртового раствора Co(NO3)2. В обе пробирки по каплям прилейте концентрированную соляную кислоту до прекращения изменения окраски раствора. Отметьте количество капель израсходованной кислоты.
Вопросы и задания:
Опыт 25. Последовательное растворение и осаждение осадков солей серебра
Налейте в коническую пробирку 5 капель 0,01 М раствора AgNO3 и добавьте 1 каплю 0,1 М раствора NaCl. К образовавшемуся осадку прибавляйте по каплям раствор аммиака (1:1) до его полного растворения. (Старайтесь избегать избытка NH3•Н2О).
Затем в эту же пробирку добавьте 1 каплю 0,1 М раствора NaBr. Наблюдайте выпадение осадка. Вновь добавьте по каплям раствор аммиака до растворения полученного осадка.
К полученному раствору добавьте 1 каплю 0,1 М раствора NaI, взвесь взболтайте и разделите на 2 части. Отцентрифугируйте осадок. Слейте с осадка жидкость.
В первую пробирку с осадком AgI добавьте по каплям раствор аммиака и убедитесь, что осадок в его избытке не растворяется. Во вторую по каплям добавьте 1 М раствор Na2S2O3 до растворения осадка.
В раствор, полученный во второй пробирке, прилейте 1 каплю 0,1 М раствора Na2S, отцентрифугируйте осадок и попытайтесь растворить его в 1 М растворе Na2S2O3.
Вопросы и задания:
Опыт 26. Влияние температуры на равновесие между аква- и хлоридным комплексами Co (II)
Налейте в пробирку на ~ 1/3 ее объема 0,4 М раствор CoCl2 и, прибавляя по каплям, конц. HCl (примерно до половины объема пробирки), доведите цвет раствора до фиолетового (но не синего!). Полученный раствор разлейте в две пробирки. Одну оставьте в качестве свидетеля. Другую поместите в стакан с горячей водой. Наблюдайте за изменением цвета раствора. Затем эту же пробирку охладите в стакане со льдом и также отметьте изменение цвета.
Вопросы и задания:
3.6.5. Что должен представить студент преподавателю при сдаче работы:
3.7. Задачи