Е.А.Менделеева. Введение в органическую химию.
Введение в органическую химию
Методические рекомендации
Данные рекомендации написаны на основе опыта
преподавания органической химии в СУНЦ МГУ. Они
могут быть полезны как при проведении уроков в
профильных химических и биологических классах,
так и при подготовке абитуриентов в вузы
биологического и медицинского профиля.
Частично их можно использовать в "обычных"
10 классах и при изучении основ органической
химии в 9 классе.
Особенность преподавания в специализированных
классах состоит в том, что школьникам необходимо
в ограниченное время получить обширный объем
знаний, необходимый для поступления в вуз, а
также научиться решать достаточно сложные
задачи разных типов. При этом изучение химии
должно быть не только эффективным, но и
интересным. Поэтому, с одной стороны, мы
стараемся максимально учитывать склонности и
интересы детей, постоянно прослеживать связь
органической химии с другими науками, больше
времени в учебном плане уделять изучению свойств
углеводов, белков, нуклеиновых кислот, приводить
примеры из повседневной жизни. С другой стороны,
важно сделать изучение предмета как можно более
наглядным.
Особенно важно обеспечить наглядность в начале
изучения органической химии при изучении видов
химической связи, структурных формул, различных
видов изомерии, химии углеводородов. Логика
предмета сильно отличается от того, что дети
изучали раньше и, в то же время, возможность
эффектного демонстрационного эксперимента
крайне ограничена. В таких условиях существует
опасность того, что органическая химия в глазах
ученика превратится в абстрактную науку про
громоздкие формулы и непонятные уравнения
реакций. Чтобы этого не случилось, необходимо
демонстрировать школьникам органические
вещества, как можно шире использовать различные
модели молекул и механизмов органических
реакций, и как можно больше опираться на уже
имеющийся у учеников опыт повседневной жизни.
Похожая задача – помочь учащимся в
ограниченное время активно освоить огромный
объем информации, при этом не "засушив" ее,
стоит и перед преподавателями, которые готовят
абитуриентов, например на подготовительных
курсах.
Внести разнообразие в ход урока и повысить
эффективность преподавания позволяет
использование компьютерных технологий. В
настоящее время наиболее эффективны следующие
аспекты их использования:
- иллюстрации, обеспечивающие наглядность
восприятия. Это могут быть рисунки, анимации,
модели молекул, видеофрагменты и. т. п. Частично
иллюстративный материал (трехмерные модели
молекул) создан для целей данного курса (
В.Миняйлов ), некоторые иллюстрации есть на
образовательных сайтах Интернета и CD -дисках.
- интернет , как источник информации. В сети
интернет размещено большое количество
материалов образовательного и познавательного
характера, полезных и учителю в качестве
дополнительного материала, и ученикам при сборе
материала в ходе подготовки докладов и
выполнения исследовательских работ.
- Выполнение тестовых и контрольных заданий с
помощью компьютерных технологий позволяет
освободить преподавателя от текущей проверки
письменных работ и дает значительную экономию
времени урока. Однако следует отметить, что
нельзя полностью отказываться от письменных
проверочных и контрольных работ в пользу тестов.
- Использование компьютерных программ при
выполнении и оформлении исследовательских
работ, составление презентаций к докладам дает
ученикам столь необходимые сегодня навыки
грамотного компьютерного пользователя.
- Цель данных рекомендаций – помочь
преподавателю сделать занятия более яркими и
наглядными, используя как наглядные подручные
материалы, так и возможности компьютерных
технологий – трехмерные модели молекул и
имеющиеся в сети интернет образовательные
материалы по органической химии. Время,
отведенное на занятия, варьируется в зависимости
от уровня подготовки учащихся и общего
количества часов в учебном плане.
Литература
- Базовые учебники, используемые в 10 классе СУНЦ
МГУ (биологический профиль)
- Е.А. Менделеева, Н.И. Морозова. Органическая
химия, ч.ч.1,2,3. М.:Изд-во МГУ 1997-2002 гг.
- В.М.Потапов Органическая химия. 10 класс. М.:
Просвещение, 1996
- Габриелян, Остроумова, Карцова Органическая
химия 10 класс М.: Просвещение, 2001
Задачи
Мы рекомендуем использовать как в ходе уроков в
классах биологического профиля, так и при
подготовке абитуриентов следующие пособия:
- Н.Е. Кузьменко , В.В.Еремин, В.А. Попков Химия. Для
школьников старших классов и поступающих в вузы:
Учебное пособие. М.: Дрофа, 1999 (или более поздние
издания тех же авторов)
- С.А.Пузаков , В.А.Попков. Пособие по химии для
поступающих в вузы. М.:, Высшая школа, 2001
- С.С.Чуранов, Г.А.Середа, Т.И.Лихоманова ,
С.Е.Сосонюк Задачи и упражнения по органической
химии для классов с углубленным изучением химии
при Химическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова .
М., Химфак МГУ, 2000.
Кроме задач, опубликованных в данных пособиях,
мы используем значительное количество авторских
заданий, составленных для преподавания в СУНЦ
МГУ. Авторы: Галин А.М., Загорский В.В., Менделеева
Е.А., Морозова Н.И., Чуранов С.С.
|