ChemNet
 
Химический факультет МГУ

Е.А.Менделеева. Введение в органическую химию.

Урок 4. Строение атома (2 часа)

Казалось бы, эта тема в данном учебном курсе находится "не на месте". Однако , если следовать истории развития представлений о строении органических веществ, вопрос о природе химической связи логично рассматривать после теории Бутлерова.

Школьники обычно изучают тему  "Строение атома"  в 8-9 классе, но, как показывает практика, во многих случаях это сводится к изучению алгоритма составления формул электронных оболочек. Кроме всего прочего, это связано с психологическими возрастными особенностями учащихся – дети до 14-15 лет очень плохо воспринимают абстрактные понятия. Таким образом, данное занятие стоит построить не просто как повторение темы, изученной в 8 классе, а значительное внимание уделить развитию представлений о строении атома.

Необходимо дать представление о том, что, описывая строение электронной оболочки, мы пользуемся результатами физических экспериментов (исследования спектральных данных) и квантовомеханических расчетов, использующих сложный математический аппарат. Т.е. понятия, которыми мы пользуемся для качественного описания состояния электрона в атоме, такие, как энергетический уровень, орбиталь , квантовые числа появились в результате расчетов и исследований, проводимых математическими методами, а состояние электрона в атоме связано, прежде всего, с его энергетическими характеристиками.

История представлений о строении атома удачно описана в энциклопедии " Кругосвет ", приведены хорошие иллюстрации, показывающие модель Томсона, опыт Резерфорда и т.д. Картинки, изображающие форму орбиталей , можно найти здесь: .

При планировании занятия можно воспользоваться материалами В.В. Загорского : . Однако не стоит увлекаться и рассказывать о строении атома очень подробно. Это и ни к чему (в курсе общей химии 11 класса предусмотрена тема "Строение атома"), и может оказаться слишком сложно – десятиклассники еще не имеют необходимых знаний по физике и уж тем более – по математике. Если есть время, полезно поиграть в "параллельный мир" , но главное – не забывать, что в данном случае тема необходима прежде всего для нужд органической химии. В результате урока учащиеся должны представлять себе, что имеется в виду под понятиеми " орбиталь " и "форма орбиталей ", четко знать электронное строение элементов первого-второго периодов. Важно, чтобы школьники четко представляли, зачем нам, в данном случае, это нужно. Для объяснения образования химической связи важно знать строение электронной оболочки внешнего электронного уровня атома.


Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору