Е.А.Менделеева. Введение в органическую химию.
Урок 4. Строение атома (2 часа)
Казалось бы, эта тема в данном учебном курсе
находится "не на месте". Однако , если
следовать истории развития представлений о
строении органических веществ, вопрос о природе
химической связи логично рассматривать после
теории Бутлерова.
Школьники обычно изучают тему "Строение
атома" в 8-9 классе, но, как показывает
практика, во многих случаях это сводится к
изучению алгоритма составления формул
электронных оболочек. Кроме всего прочего, это
связано с психологическими возрастными
особенностями учащихся – дети до 14-15 лет очень
плохо воспринимают абстрактные понятия. Таким
образом, данное занятие стоит построить не
просто как повторение темы, изученной в 8 классе,
а значительное внимание уделить развитию
представлений о строении атома.
Необходимо дать представление о том, что,
описывая строение электронной оболочки, мы
пользуемся результатами физических
экспериментов (исследования спектральных
данных) и квантовомеханических расчетов,
использующих сложный математический аппарат.
Т.е. понятия, которыми мы пользуемся для
качественного описания состояния электрона в
атоме, такие, как энергетический уровень,
орбиталь , квантовые числа появились в
результате расчетов и исследований, проводимых
математическими методами, а состояние электрона
в атоме связано, прежде всего, с его
энергетическими характеристиками.
История представлений о строении атома удачно
описана в энциклопедии " Кругосвет ",
приведены хорошие иллюстрации, показывающие
модель Томсона, опыт Резерфорда и т.д. Картинки,
изображающие форму орбиталей , можно найти здесь:
.
При планировании занятия можно
воспользоваться материалами В.В. Загорского :
. Однако не стоит увлекаться и рассказывать о
строении атома очень подробно. Это и ни к чему (в
курсе общей химии 11 класса предусмотрена тема
"Строение атома"), и может оказаться слишком
сложно – десятиклассники еще не имеют
необходимых знаний по физике и уж тем более – по
математике. Если есть время, полезно поиграть в
"параллельный мир"
, но главное – не забывать, что в данном случае
тема необходима прежде всего для нужд
органической химии. В результате урока учащиеся
должны представлять себе, что имеется в виду под
понятиеми " орбиталь " и "форма орбиталей
", четко знать электронное строение элементов
первого-второго периодов. Важно, чтобы школьники
четко представляли, зачем нам, в данном случае,
это нужно. Для объяснения образования химической
связи важно знать строение электронной оболочки
внешнего электронного уровня атома.
|