ЗАКЛЮЧЕНИЕ - СПОРЫ О ПОСТМОДЕРНИЗМЕ.

Споры о постмодернизме начались с момента его возникновения и продолжаются до сих пор. Сложность и неоднозначность этого феномена порождает весьма широкий спектр его оценок – от признания постмодернизма самой актуальной и "продвинутой" частью современной культуры до его полного неприятия и интерпретации как вируса, разлагающего современную культуру. Однако сегодня непродуктивность и неприемлемость радикальных оценок постмодернизма, как позитивных, так и негативных, достаточно очевидна.

С одной стороны, не оправдались ожидания, что постмодернизм "вот-вот" себя исчерпает как некая периферийная и достаточно случайная проблематика в западной культуре. В действительности корни постмодернизма в западной культуре очень глубоки и уходят в кризис естествознания на рубеже Х1Х-ХХ веков, породивший сомнения в познавательных возможностях человека, отказ от рационализма,"логоцентризма" европейского мышления. Кризис модерна, культурным индикатором которого стал кризис западных ценностей, претендовавших на универсальность, придал этому процессу характер общего кризиса буржуазного сознания. Глубинная культурная трансформация, связанная с развитием средств массовой коммуникации, которая в принципе изменяет социокультурную ситуацию в современном обществе, механизмы культурного производства и социального контроля, окончательно разрушила основы мировосприятия, характерные для западного буржуазного сознания. Это в первую очередь касается сознания западных интеллектуалов, "историческое падение" которых, вместе с их критериями единого знания, истины и морали, по мнению З.Баумана ( Z. Bauman. 1988 ), и является той социальной основой, на которой возникает постмодернизм, с его плюрализмом культур, местных традиций, форм жизни и языковых игр. Именно поэтому, по общему мнению всех исследователей постмодернизма, его главная функция и сильная сторона состоит в критике западной культуры, западного сознания, в разрушении его наиболее стойких мифологем и тем самым в расчистке теоретического пространства для иных идей и концепций. И с этой точки зрения важнейшие "разрушительные" постулаты постмодернизма, такие, к примеру, как тезис о "смерти субъекта", интерпретируемый как "теоретический антигуманизм", могут рассматриваться как начало сложного и, видимо, длительного процесса переосмысления важнейших проблем, в данном случае – возможностей и границ человеческой индивидуальности, перехода с позиций классического антропоцентрического гуманизма на платформу универсального гуманизма.

Но с другой стороны, достаточно очевидна и ограниченность постмодернизма, принципиальная невозможность решения в его рамках фундаментальных научных задач. Неспособность выработать авторитетное теоретическое обоснование происходящих социальных изменений привело к утрате исторической перспективы и тем самым исторических координат в исследовании общества. Иррационализм, акцент на литературно-художественных, поэтических формах осмысления социальной реальности ведет к ее иллюзорному, поверхностному восприятию, уходу от сути вещей в гиперреальность. Лозунг радикального плюрализма лишает человека объективных критериев оценки и выбора, уравнивая "высокое" и "низкое", тормозит возведение новой вертикали в культуре, способствует сохранению и углублению ценностного кризиса. Поэтому вряд ли оправданы попытки трактовать постмодернизм как господствующую культурную форму постмодерна, подобно тому, как модерн интерпретируется как культура модерна. Постмодернизм как с точки зрения его "постструктуралистского происхождения", так и с точки зрения реального содержания не может считаться тождественным культуре постмодерна, которая формируется различными течениями, различными в своих методологических основаниях теориями. И постмодернизм является лишь одной из них. Подлинная альтернатива модернизму требует, несомненно, большего, чем просто "радикальный плюрализм". В первую очередь – основополагающего, базисного консенсуса в отношении основных человеческих ценностей, определенной системы ценностных приоритетов. Однако такая альтернатива, способная стать и альтернативой постмодернизму, пока еще не просматривается, и постмодернизм остается "новейшим" течением в культуре, втягивающим в поле своего воздействия все новые и новые сферы общественной мысли и общественной жизни. Он несет в себе ощущение исчерпанности старого и непредсказуемости нового, грядущие контуры которого не ясны и не обещают ничего определенного и надежного.

SUMMARY

Постмодернизм - это особый взгляд на мир, особое мироощущение, характерное для человека новой эпохи – эпохи постмодерна, и его концептуализация на философской основе постструктурализма. Он возник как отражение характерных особенностей духовной жизни западного общества конца ХХ века, а также эпохальных изменений в парадигме мирового общественного развития, которые находят свое обобщенное выражение в замене евроцентризма глобальным полицентризмом. Постмодернизм – это отражение кризиса – кризиса модерна, кризиса идеала всеобщего прогресса, кризиса западного рационализма как его основания, кризиса рационально обоснованных ценностей западной буржуазной культуры. Постмодернизм – это самодиагноз западного общества и поиск Иного.

Как особое идейное течение, связанное определенным единством философских и общетеоретических предпосылок и методологических подходов, постмодернизм сформировался в 80-е годы ХХ века и начал оказывать влияние на различные сферы социально-гуманитарного знания, различные сферы общественной жизни.

Цель этого эссе состоит в том, чтобы показать, как и на каких теоретических и мировоззренченских основаниях происходило формирование особого постмодернистского комплекса в социологии, к каким изменениям в эпистемологии и в социологической теории это привело, какую роль играет постмодернистская "трансформация перспективы" в общем процессе смены парадигмы, которая происходит в современной социологии, исчерпавшей возможности той модели репрезентации социальной реальности, которая была выработана социологией модерна.