ChemNet
 
Химический факультет МГУ

Химический факультет МГУ и его кафедры (история и современное состояние)

Профессор С.Ф. Дунаев

К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ КАФЕДРЫ ОБЩЕЙ ХИМИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предпосылки организации на химическом факультете кафедры общей химии были заложены научными школами по неорганической и физической химии, созданными в Московском университете в конце прошлого, начале нынешнего столетия. Особая роль в создании кафедры общей химии принадлежит академику Н.С.Курнакову, приглашенному в 1936 г. в Московский университет на заведование кафедрой общей и неорганической химии.

С приходом на химический факультет МГУ академика Н.С.Курнакова кафедра разделилась на кафедру неорганической химии (зав.кафедрой академик Н.С. Курнаков) и кафедру общей химии (зав.кафедрой профессор Э.Ф. Краузе). В послевоенный период кафедру неорганической химии возглавлял академик В.И. Спицын, а кафедру общей химии профессор К.Г. Хомяков. В состав кафедры общей химии в этот период входили научные лаборатории физико-химического анализа и металлографии, созданные Н.С. Курнаковым, а также лаборатория меха-низма электрокаталитических процессов, организованная профессором Г.Д. Вовченко.

В лаборатории физико-химического анализа особенно широкое развитие получили исследования в области химии и термодинамики ферритов (К.Г. Хомяков, Ю.Д. Третьяков, Л.А. Резницкий, Л.М. Витинг). В 60-е годы был принят к внедрению в производство бездиффузионный метод получения ферритов путем термолиза смеси изоморфных шенитов, предложенный К.Г. Хомяковым. Результаты исследований в области химии и термодинамики ферритов позволили подойти к решению одной из актуальных проблем - разработке научных основ технологии ферритов, и вместе с тем явились важным вкладом в теорию твердого состояния и, прежде всего, в изучение дефектных систем. Итоги работ по ферритам нашли отражение в ряде монографий профессора кафедры общей химии Ю.Д. Третьякова, таких как "Термодинамика ферритов" (1967), "Химия нестехиометрических окислов" (1974), "Твердофазные реакции" (1978). Лаборатория физико-химического анализа явилась инициатором разработок и внедрения микрокалориметрических методов исследования (К.Г. Хомяков, В.А. Холлер, Л.А. Резницкий).

В послевоенное время широкое признание получили работы лабо-ратории химии металлических сплавов по изучению диаграмм состояния двойных и тройных систем на основе благородных металлов.

С 1950 г. под руководством профессора А.Т. Григорьева, а с 1963 г. под руководством профессора Е.М. Соколовской успешно разви-валось новое научное направление - исследование диаграмм состояния жаропрочных промышленноважных сплавов на основе хрома, ниобия, ванадия, тантала, никеля, титана.

Лаборатория механизма электрокаталитических процессов прово-дила исследования адсорбционных, каталитических и электрокаталити-ческих свойств различных электродов-катализаторов в зависимости от природы катализатора, влияния среды, действия ядов и промоторов (профессора Г.Д. Вовченко, Г.П. Хомченко, Г.А. Богдановский).

В настоящее время научно-исследовательская и педагогическая работа кафедры проводится на основе ее шести научных лабораторий:

  • Лаб. металлохимии (зав. проф. Л.С. Гузей);
  • Лаб. методики и научных основ преподавания химии (зав. проф. О.С. Зайцев);
  • Лаб. структурной химии (зав. проф. Л.А. Асланов);
  • Лаб. физико-химического анализа (зав. доц. Ю.Д. Серопегин);
  • Лаб. экологической химии (зав. доц. О.К. Лебедева);
  • Лаб.химии неорганических композиционных материалов (зав. проф. С.Ф.Дунаев)

и практикума общей химии (зав. доц. О.В. Архангельская).
На кафедре 76 сотрудников (12 докторов, 40 кандидатов наук).

Три лаборатории кафедры (физико-химического анализа, химии неорганических композиционных материалов и металлохимии) продолжают и развивают традиции, заложенные акад. Н.С. Курнаковым и проф. К.Г. Хомяковым в химии и термодинамике неорганических материалов. Естественно, подходы, объекты и методы исследования претерпели за последние два десятилетия существенные изменения. На передний план выдвинулись исследования по разработке новых высоко-температурных материалов и материалов с особыми, специальными свойствами.

fig1.gif (3715 bytes)

Рис. 1. Температуры поверхности (а) и двигателей (б) летательных аппаратов разных поколений [1]:

1 - учебный самолет 1930-х годов; 2 - истребитель 1940-х годов; 3 - перехватчик 1980-х годов; 4 - "Шатл"; 5 - "Восточный экспресс"; 6 - двигатель с водяным охлаждением; 8 - турбовентиляторный двигатель; 9 - турбореактивный двигатель; 10 - двигатель со сверхзвуковым горением.

Понятие жаропрочности имеет конкретные температурно-времен-ные интервалы в зависимости от характера материала. Так, для сплавов на основе алюминия высокие температуры это 200 - 300o С, а 400 - 500o С очень высокие, для титановых сплавов 600 - 700o С, никелевых 800 - 1000o С, хромовых - 1300o С.

Чистые металлы в качестве конструкционных материалов никогда не применяются из-за малой механической прочности. Низкий уровень прочности обусловлен наличием в обычном металле двумерных дефектов-дислокаций, движением которых реализуется процесс деформации метал-ла при не очень высокой температуре. Поэтому в первую очередь повыше-ние прочности связано с созданием препятствий для движения дислокаций и уменьшением скорости диффузионных перемещений атомов. При легировании металла другими металлами упрочнение достигается двумя путями: 1) за счет разницы в размерах атомов возникают напряжения, которые препятствуют движению дислокаций; 2) другие легирующие элементы (например, Al и Ti) образуют интерметаллидные фазы Ni3Al, Ni3Ti, которые сами обладают высокой жаропрочностью и будучи коге-рентно связанными с матрицей, закрепляют дислокации в процессе ползучести. Такие сплавы относят к категории суперсплавов (рис.2). Эти перспективные классы неорганических материалов являются объек-тами исследований всех трех лабораторий материаловедческого профиля кафедры общей химии.

fig2.gif (2594 bytes)

Рис. 2. Рабочие температуры различных материалов [1]:

1 - суперсплавы; 2 - металлы, упрочненные направленной кристаллизацией; 3 - ме-таллы и сплавы с термозащитным покрытием; 4 - композиционные материалы на основе керамических матриц.

Из других исследований следует особо отметить работы сотрудников лаборатории физико-химического анализа под руководством доцента Ю.Д. Серопегина, изучающих тройные диаграммы состояния редкоземельных элементов (церия, скандия, лантана, неодима) с элементами подгруппы платины и переходными металлами. Диаграммы состояния этих систем характеризуются значительным числом тройных интерметаллических соединений, причем некоторые из них обладают уникальными физическими свойствами.

В группе Ю.Д. Серопегина открыты два новых тройных соединения CeRu4Si2 и Ce3Pd20Ge6, относящиеся к уникальному классу тяжелофермионных или кондо-соединений [2]. Японскими исследователями впоследствии эти фазы были отнесены к числу соединений, имеющих рекордные характеристики по кондо-эффекту. Кондо-эффект вызывает увеличение эффективной массы электронов проводимости в 200 и более раз по сравнению с соединениями с простой металлической связью, за счет образования кондо-подрешетки, в которой магнитные атомы занимают определенную кристаллографическую позицию.

Работы лаборатории экологической химии связаны в настоящее время с исследованиями в области химической экологии и охраны окружающей среды. Под руководством профессора Г.А. Богдановского разрабатываются адсорбционные и электрокаталитические методы глубо-кой очистки сточных вод. Лабораторией издано учебное пособие по химической экологии, отражающее химические аспекты охраны окружающей среды и представляющее базовый курс по этой дисциплине.

В 1979 г. на кафедре общей химии профессором Л.А. Аслановым была организована лаборатория структурной химии. Лаборатория располагает рентгеновскими дифрактометрами, современными спектрометрами, компьютерами, раманспектрометром с лазером на красителях и др. обору-дованием. Профессор Л.А. Асланов развил новое научное направление - исследование структур кристаллов и зарядовой плотности в них под воздействием внешних полей, например, в лазерном луче. Для этого он изобрел и построил четырехкружный дифрактометр специальной конструкции, а сотрудниками лаборатории были разработаны многочисленные методики рентгено-структурного анализа монокристаллов. Фундаментальное значение имеет и открытое Л.А. Аслановым (совместно с академиком РАН О.А. Реутовым и профессором В.С. Петросяном) явление транс-упрочнения и цис-ослабления лигандов в комплексах непереходных элементов, например Sn(1V) и Pb (1V).

Кроме того, в лаборатории структурной химии создано новое направление- кристаллохимическая модель межатомных взаимодействий, разработана новая теория образования центров скрытого изображения в галоидсеребряных фотографических материалах.

Прежде чем перейти к характеристике лаборатории методики и научных основ обучения химии необходимо дать краткий анализ учебного процесса на кафедре общей химии. Кафедра проводит большой объем педагогической работы по общей и неорганической химии на смежных факультетах (биологическом, почвенном, медицинском, геологическом, географическом, физическом). Ежегодно около 750 студентов 9 потоков смежных факультетов изучают общую и неорганическую химию на лекциях, семинарских и практических занятиях. Около 100 слушателей подготовительного отделения смежных факультетов посещают занятия по химии, проводимые нашими преподавателями.

В 1976 г. по предложению методической комиссии кафедры был организован научно-методический кабинет обучения химии под руковод-ством профессора О.С. Зайцева. В 1983 г. кабинет был преобразован в лабораторию методики и научных основ обучения химии. Известно, что отсутствие в дипломе записи о квалификации преподавателя ставит наших выпускников в неравное положение по перспективам роста и в материаль-ном отношении по сравнению с выпускниками педагогических инсти-тутов. Лабораторией методики и научных основ обучения химии подготовлен и утвержден в Госкомвузе Российской Федерации стандарт специалиста-химика с университетским образованием, который наряду с квалификацией "химик" может получить дополнительную квалификацию "преподаватель". Чтобы получить эту двойную специальность, студент должен иметь помимо фундаментальной общей подготовки еще 600-640 часов дополнительной специализированной учебной работы по педагогике. Часть относящихся к этому предметов входит в основной и дополнительный стандарт (например, методология и история химии, вычислительные методы и др.). Методика обучения, психолого-педагогические дисциплины могут быть изучены в этой лаборатории и частично на факультете психологии.

ДУНАЕВ СЕРГЕЙ ФЕДОРОВИЧ (р. 1946) Заведующий кафедрой общей химии (с 1992), профессор (1993), доктор химических наук (1991).

Области научных исследований. Химия неорганических композиционных материалов, создание новых жаропрочных и жаростойких материалов на основе алюминиймагниевых и никелевых сплавов.

Основные научные достижения. Разработаны методические основы экспрессных методов построения диаграмм фазовых равновесий. Предложен механизм рекомбинации неравновесных вакансий путем фазового перехода, объясняющий явление образования периодических структур в диффузных зонах.

[ Химический факультет МГУ и его кафедры (история и современное состояние) ]


Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору