Учебные материалы/ Зык Н.В., Белоглазкина Е.К., Подругина Т.А., Середа Г.А.
Cборник задач и упражнений по биоорганической химии
План семинарских занятий (ФФМ, 1 курс, II
семестр)
Всего 15 семинаров
1 Семинар. Общие понятия органической
химии. Гибридизация орбиталей атома углерода -
связь типа гибридизации и геометрии молекулы.
Изомерия. Типы изомерии - структурная
(углеродного скелета и положения заместителя),
геометрическая (цис-, транс-, син-, анти-
- привести примеры). оптическая (только понятие;
более подробно - на отдельном семинаре).
Типы химических реакций (присоединение,
замещение, отщепление) - с примерами.
Гетеролитические и гомолитические реакции.
Механизм органических реакций. Кинетика и
термодинамика органических реакций. Ввести
понятие об энергетической диаграмме реакции (на
примере двух параллельно протекающих реакций
(кинетически и термодинамически контролируемой).
Переходное состояние и интермедиат. Типы
интермедиатов (карбокатион, карбанион, радикал).
Многостадийные химические реакции.
Скоростьопределяющая стадия.
Классификация реагентов (кислоты и основания,
нуклеофилы и электрофилы, доноры и акцепторы,
окислители и воcстановители.) Ряды
"кислота-электрофил-акцептор-окислитель-(катион)"
и
"основание-нуклеофил-донор-восстановитель-(анион)".
Задачи - определить, к какому типу будут
относиться данные частицы (Н2О, RON, CN, FeCl3
и т.п.).
Понятие об электронных эффектах заместителей.
Индуктивный и мезомерный эффект. (Дать таблицу
электронных эффектов часто встречающихся
заместителей). Резонансные структуры.
Устойчивость анионов, катионов и радикалов
(стабилизация и дестабилизация заместителями).
Задачи на относительную устойчивость
радикалов, анионов и катионов.
Кислоты и основания по Бренстеду и Льюису. СН-,
ОН-, NH-кислотность. Влияние структуры молекулы на
кислотность (задачи на относительную
кислотность и основность). Изменение
кислотности и основности соединений аналогичной
структуры в группе (Н2О, H2S, H2Se; F-,
Сl-, Br-, I-) и периоде (NH3, Н2О,
HF).
Номенклатура органических соединений. Типы
номенклатуры (какие?). Номенклатура
соединений, содержащих С=С-связь (цис- и транс-,
Z- и Е-). Старшинство заместителей. Задачи
по номенклатуре.
Домашнее задание по номенклатуре и
стабильности радикалов (5-6 заданий) - проверить на
следующем семинаре.
2 Семинар. Краткое повторение материала
прошлого семинара (несколько задач по
номенклатуре, устойчивости радикалов). Если не
прошлом семинаре было недостаточно времени на
решение задач по номенклатуре - разобрать задачи
на этом семинаре.
Алканы. Тип гибридизации в алканах. Конформация
и конфигурация (различие). Конформации алканов
(на примере молекул этана и бутана). Заслоненная,
скошенная и заторможенная конформации. Проекции
Ньюмена, клиновидные проекции, "лесопильные
козлы".
Задачи на изображение проекции различных
конформеров алканов, переход от одного типа
изображения к другому.
Свободнорадикальные реакции алканов
(разобрать механизм свободнорадикального
галогенирования). Региоселективность
галогенирования. Сравнение региоселективности
свободнорадикального хлорирования и
бромирования; влияние температуры на
соотношение продуктов свободнорадикльного
замещения (соотношение реакционная
способность-селективность)
Задачи на определение регионаправленности
замещения.
Коротко - другие типы свободнорадикальных
реакций (сульфохлорирование, нитрование,
крекинг).
3 Семинар. Алкены. Sp3-гибридизация.
Цис-транс-изомерия. - и -Связи. Различие в из энергии и
реакционной способности. Номенклатура цис-транс-изомеров
(вспомнить - 2-3 задачи).
Методы получения алкенов (очень коротко).
Механизм AdE-реакций. Доказательство
двустадийного механизма. Скоростьопределяющая
стадия. Сопряженное присоединение (задачи). Стабильность
карбокатионов и регионаправленность
присоединения реагентов НХ (галогеноводородов,
несимметричных галогенов, воды). 2 вопроса при присоединении
к несимметричным алкенам: скорость реакции
(например, по сравнению с этиленом) и направление
атаки электрофила.
Задачи на региоселективность присоединения.
Присоединение против правила Марковникова
(гидробромирование по Харашу, гидроборирование).
Использование гидроборирования в синтезе
алканолов-1. Бромирование в аллильное положение.
Окисление алкенов: до 1,2-диолов, озонирование,
эпоксидирование.
Перегруппировка Вагнера-Меервейна (в сильной
группе).
Синтетические задачи.
4 Семинар. Контрольная работа по алканам и
алкенам.
5 Семинар. Диены. Сопряженные диены.
Сравнение реакционной способности алкенов и
алкадиенов в AdE-реакциях. 1,2- и
1,4-присоединение. Кинетический и
термодинамический контроль (энергетическая
диаграмма).
Диеновый синтез.
Задачи на присоединение к диенам.
Алкины. sp-Гибридизация. Сравнение
реакционной способности алкенов и алкинов в AdE-реакциях.
Задачи на региоселективность присоединения
реагентов НХ (гидрогалогенирование, реакция
Кучерова).
Гидроборирование алкинов (синтез альдегидов).
6 Семинар. Цис- и транс-гидрирование
алкинов.
Кислотность терминальных ацетиленов (причины).
Реакции образования ацетиленидов. Реакции
ацетиленидов.
Реакции ацетиленов с нуклеофилами (коротко).
Синтетические задачи на все непредельные
соединения
7 Семинар. Контрольная работа по алкинам и
диенам.
8 Семинар. Ароматичность. Критерии
ароматичности. Ароматические углеводороды, ионы
и гетероциклы.
Задачи на отнесение соединений к
ароматическим, неароматическим или
антиароматическим.
Реакции электрофильного ароматического
замещения. Механизм. Сходство и различие с AdE-реакциями.
Конкретные электрофильные реакции
(галогенирование, нитрование, сульфирование,
алкилирование и ацилирование).
Реакции замещения в монозамещенных бензолах.
Ориентанты I и II рода. Причины ориентации
заместителями в орто-, пара- или в мета-положение.
Ипсо-замещение (только понятие). Обратимость
электрофильного сульфирования и алкилирования
(кинетический и термодинамический контроль,
использование в синтезе). Задачи.
9 Семинар. Реакции электрофильного
ароматического замещения (продолжение).
Замещение в нафталине и антрацене. (Кинетический
и термодинамический контроль).
Замещение в дизамещенных бензолах.
Согласованная и несогласованная ориентация.
Галогенирование в ядро и боковую алкильную
цепь (условия).
Нуклеофильное замещение в аренах (механизмы SEАr
и ариновый).
Задачи по всей ароматике
10 Семинар. Контрольная работа по аренам.
11 Семинар. Алкилгалогениды. Методы
получения (вспомнить известные реакции
-присоединение галогенов и галогеноводородов по
кратной связи).
Нуклеофильное замещение в алкилгалогенидах.
Нуклеофильность и основность. Механизмы SN1
и SN2. Энергетические диаграммы этих
процессов. Зависимость механизма от структуры
исходного соединения (электронные и
пространственные факторы), нуклеофильности
реагента, природы уходящей группы и
растворителя..
Задачи на определение механизма реакции и
структуры продукта.
Амбидентные нулкеофилы (кратко, на примере
нитрит- и цианид-ионов. Принцип ЖМКО (в сильной
группе).
Получение реактивов Гриньяра. Их использование
в синтезе (реакции с карбонильными соединениями,
СО2, кислотами, водой и спиртами).
Синтетические задачи.
12 Семинар. Стереохимия.
Стереохимия соединений с одним
асимметрическим атомом (на примере спиртов и
алкилгалогенидов). Проекционные формулы Фишера.
Старшинство заместителей. Номенклатура
стереоизомеров.
Задачи на написание проекционных формул Фишера и
номенклатуре оптических изомеров.
Синтетические задачи с определением
стереохимии образующихся продуктов.
13 Семинар. Элиминирование. Элиминирование
галогеноводорода из алкилгалогенидов. Механизмы
El, E2 и Е1сВ. Элиминирование по Зайцеву и Гофману.
Конкуренция замещения и элиминирования.
14 Семинар. Контрольная работа по
алкилгалогенидам и стереохимии.
15 Семинар. Спирты. Нуклеофильное замещение
и элиминирование.
Синтетические задачи.
Простые эфиры, эпоксиды. Синтез простых эфиров:
из спиртов, по Вильямсону,
оксимеркурирование-демеркурирование. Реакция
несимметричных простых эфиров с
галогеноводородами. Синтез эпоксидов. Реакция
несимметричных эпоксидов с нуклеофилами в
условиях SN1 и SN2 реакции.
Всего: 4 семинарских контрольных работы на 2
часа (по 30 баллов)
экзамен (80 баллов)
S за первый семестр = 200 баллов
Зачет (допуск к экзамену) получают
студенты, набравшие к концу семестра не менее 51%
от максимального числа баллов за контрольные 61 балл).
|