[ПРЕДЫДУЩАЯ
СТРАНИЦА][СЛЕДУЮЩАЯ
СТРАНИЦА]
[ОГЛАВЛЕНИЕ][ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ]
[КОНЕЦ СТРАНИЦЫ]
Как отмечалось во введении, WWW была создана в одном из ведущих научно-исследовательских учреждений - ЦЕРНе (CERN) - именно с целью распространения научной информации. В настоящее время в WWW можно найти большое количество публикаций в самых разных областях науки и техники. Приведем несколько примеров из близких авторам книги областей.
Предмет | URL |
---|---|
On-line доступ к 31 физическому журналу, издаваемому IOP Publishing, и материалам издательства Elsevier | http://www.iop.org/ |
Электронная версия журнала Nature | http://www.nature.com/ |
Электронная версия журнала Science | http://www.sciencemag.org/science/ |
Электронная версия журнала Scientific American | http://www.sciam.com/Web/ |
В скором времени можно [36] ожидать лавинообразного увеличения числа научных публикаций в WWW и рождения новых специализированных научных электронных журналов, не уступающих по качеству таким известным печатным изданиям, как The Journal of Physical Chemistry или The Physical Review. Причем, сам гипертекстовый характер WWW с возможностью немедленного доступа к документам по гиперссылкам как нельзя лучше соответствует характеру научной информации.
Опыт авторов данной книги показывает, что возможности WWW как источника собственно научной информации, то есть, результатов конкретных исследований или справочных данных, пока еще более чем скромны. Но вот как средство налаживания контактов и поиска информации о том, "где что делается и где что публикуется", World Wide Web уже не знает себе равных.
Практически каждый крупный университет в мире имеет университетскую информационную систему (Campus-Wide Information System - CWIS), основанную на WWW. Задача такой системы - дать информацию о факультетах, кафедрах и лабораториях, научных исследованиях и учебных планах, университетской общественной и культурной жизни, необходимую как для самих сотрудников и студентов университета, так и для всех заинтересованных лиц. Можно назвать следующие основные цели создания университетских информационных систем:
В качестве примера приведем два URL университетских информационных систем:
Университет штата Иллинойс в Урбана-Шампэйн (the University of Illinois at Urbana-Champaign): http://www.uiuc.edu/
Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова: http://www.rector.msu.su/
Возможности гипертекста и мультимедиа делают WWW весьма благодатной средой для создания распределенных обучающих систем (Distributed Teaching Applications). WWW предоставляет возможности создания интерактивных обучающих систем, в которых сервер может не только предоставлять информацию пользователю, но и вести с ним диалог.
Представьте себе, например, пособие по радиоэлектронике: на дисплее возникает схема радиоприбора и предлагается указать на этой схеме неисправность. Обучающийся указывает при помощи мыши на определенные контрольные точки схемы и ему выдаются результаты измерения электрического потенциала в этих точках. После этого обучающийся указывает на неисправный элемент. В случае ошибки сервер высылает документ с необходимыми объяснениями и предлагает повторить задание, а в случае правильного ответа - переходит к следующему заданию. По результатам такой "контрольной" может быть выставлена оценка.
Удаленный доступ к богатому учебному материалу открывает принципиально новые возможности самообучения и заочного обучения, а также существенно облегчает проведение контрольных и домашних работ в высших и средних учебных заведениях.
Приведем три примера подобных обучающих систем:
В WWW можно найти и "скачать" программы практически на все случаи жизни, от простейших утилит до больших программных комплексов. Просматривая описание какой-либо программы в той или иной коллекции, следует обращать внимание не только на функциональные возможности программы и на то, для какой компьютерной платформы она предназначена, но и на условия ее распространения и использования (так называемую лицензию). Наиболее часто встречаются следующие разновидности лицензий:
Commercial software ("commercialware") - коммерческое программное обеспечение. Предполагается, что пользователь должен приобрести лицензию у владельцев данной программы перед установкой ее у себя на компьютере. Часто попадаются бесплатные демонстрационные версии (demo versions) коммерческих программ, у которых искусственно отключаются некоторые функциональные возможности или ставится временной "замок", не дающий запускать данную программу по истечении некоторого промежутка времени после ее установки (обычно 30 дней).
Shareware - условно-бесплатное программное обеспечение. Эта разновидность похожа на commercialware, но вам разрешается устанавливать и копировать программу до ее регистрации у владельцев. Часто дается возможность бесплатного использования программы в течение определенного срока, а также бесплатной регистрации при использовании в образовательных и других некоммерческих целях. Иногда регистрация вообще не обязательна, но дает определенные преимущества, например, техническую поддержку.
Freeware - бесплатное программное обеспечение. От вас требуется лишь уважение авторских прав разработчика программы.
Рекомендуем посетить архив программного обеспечения TUCOWS ("Две Коровы", или The Ultimate Collection of Winsock Software), в котором собрано огромное количество программ для Windows 3.1, Windows 95, Windows NT и Macintosh для работы в Internet: http://www.fh-reutlingen.de/tucows/util95.html
В этом архиве можно найти последнюю доступную версию почти любой из программ, рекомендуемых далее в этой книге!
Для поиска необходимого вам программного обеспечения в Internet при помощи программ просмотра имеет смысл также обращаться к поисковым системам, о которых будет рассказано ниже (стр. 43). Весьма эффективной при поиске файлов с программами или документами на анонимных FTP-серверах (см. примеч. 5 на стр. 11) является система Archie, информацию о которой можно получить, в частности, по следующим адресам: http://www.earn.net/gnrt/archie.html, http://sunsite.nstu.nsk.su/rus/navigate/ArchieServers.html
Как правило, программное обеспечение для IBM PC-совместимых компьютеров под DOS или Microsoft Windows хранится в архивах в виде cамоустанавливающихся исполняемых файлов (с расширением exe) или в виде запакованных ("архивированных") файлов в формате, совместимом с PKZIP/PKUNZIP (с расширением zip). Самоустанавливающийся исполняемый файл следует загрузить [37] в какую-нибудь директорию на вашем диске (лучше пустую), запустить его и следовать инструкциям по установке. Что касается ZIP-файлов, то после их полной загрузки на ваш жесткий диск для корректной распаковки под Windows 95 или Windows NT с восстановлением структуры каталогов и длинных имен файлов лучше всего воспользоваться программой WinZip (которая доступна из многих коллекций программ, в том числе, и из упомянутой выше TUCOWS). Старая добрая программа PKUNZIP, работающая под DOS, к сожалению, не понимает длинных имен файлов. Как правило, среди файлов, извлеченных из zip-файла, находится файл setup.exe или install.exe. Запускайте его и далее следуйте инструкциям. Не лишне предварительно прочитать файлы readme.txt и license.txt, также обычно входящие в комплект поставки программного обеспечения.
Кроме PKZIP/UNZIP-совместимых архиваторов в мире Internet при пересылке файлов широко используются архиваторы gzip и compress, пришедшие из операционной системы UNIX. Сжатые этими программами файлы имеют расширения .gz и .Z соответственно. В отличие от PKZIP, который может в один сжатый файл поместить несколько файлов или даже подкаталогов, gzip и compress сжимают файлы только "по одному". Для хранения нескольких файлов в одном сжатом этими программами файле сначала используют программу tar, которая упаковывает несколько файлов в один, а затем уже сжимают этот файл программами gzip или compress. В результате получают файл с двойным суффиксом .tar.gz или .tar.Z [38] Вышеупомянутая программа WinZip - честь и хвала ее авторам! - понимает и эти форматы.
Это весьма удобно - иметь свою "визитную карточку", часто называемую " homepage" [39], на WWW-сервере. Представьте себе, что вы посылаете письмо по электронной почте на какую-либо фирму, в университет или просто возможному другу по переписке. Достаточно при этом сообщить адресату URL вашей "визитной карточки", и он сможет найти там любую информацию о вас, которую вы только пожелаете сообщить. Обычно такая "карточка" содержит фотографии, резюме, список публикаций и почтовый адрес, а также рассказывает о друзьях, семье и увлечениях. Однако, многие склонны так "разукрашивать" свои визитные карточки и перегружать их множеством ссылок на другие документы и совершенно излишними подробностями, что такие "шедевры", кроме их авторов, никто не читать не будет.
Визитные карточки авторов данной книги:
Дмитрий Рассохин: http://www.scs.uiuc.edu/~dima/ [40]
Александр Лебедев: http://www.chem.msu.su/~swan/le.html
WWW дает неплохую возможность приобщиться к сокровищам мировой литературы и искусства. Разумеется, "пробежка" по виртуальным выставкам никак не заменяет посещение выставок и музеев, где размещены сами оригиналы, как не заменяет его пролистывание даже шикарно изданных на мелованной бумаге альбомов и каталогов.
К сожалению, технические возможности, доступные в России, пока явно недостаточны для того, чтобы насладиться богатой палитрой красок или HiFi-звуком. Репродукции картин, которые выглядят великолепно на огромном высококачественном мониторе рабочей станции Silicon Graphics или даже на IBM-совместимой "персоналке" с видеоадаптером SVGA и приличным дисплеем, на 386-ой "писишке" с VGA и тайваньским монитором больше напоминают размазанные по экрану грязные пятна, чем сами оригиналы. Что касается аудиовозможностей, то многие российские компьютеры так и не научились разговаривать. Впрочем, парк компьютеров в России стремительно обновляется, и на первый план выходит другая проблема: пересылка графической и звуковой информации занимает так много времени при наиболее распространенном в России модемном подключении к Internet, что может вывести из себя даже самого терпеливого поклонника искусства.
Приведем два примера:
Выставка в Ватикане - одна из первых виртуальных выставок, доступных в WWW: http://sunsite.unc.edu/expo/vatican.exhibit/Vatican.exhibit.html
Коллекция слайдов аспиранта из MIT Филиппа Гринспана (Philip Greenspun) - интересна как сюжетом, так и великолепным качеством слайдов: http://swissnet.ai.mit.edu/photo/index.html
В последнее время руководство многих коммерческих компаний осознало, что WWW - это настоящая золотая жила, сулящая огромные прибыли при надлежащем использовании. Возможности рекламы и продажи продукции, предоставляемые WWW, потенциально превосходят аналогичные возможности прессы, телевидения и радиовещания. Особенно удобна работа в WWW для фирм, производящих программные продукты, для которых все основные стадии - реклама, продажа и даже "отгрузка готовой продукции" - доступны через WWW. С сожалением следует отметить, что в России подобная деятельность пока весьма затруднена по двум основным причинам:
По традиции, приведем два примера URL:
Заказ пиццы с доставкой на дом во многих городах США: http://www.pizzahut.com/
Магазин программных продуктов фирмы Netscape Communications Corporation: http://merchant.netscape.com/netstore/
Несмотря на то, что первоначально WWW предназначалась для "серьезных" целей, в настоящий момент подавляющая часть находящейся там информации относится именно к сфере досуга и увлечений. Поиск и публикация в WWW материалов о ваших увлечениях - стоящее дело. Таким способом вы найдете много друзей и единомышленников во всем мире и установите массу полезных личных контактов.
Приведем два URL, интересных с точки зрения авторов настоящей книги:
Philip Greenspun's Travels with Samantha - увлекательная и поучительная книга о путешествии по Америке с огромным количеством великолепных слайдов: [41] http://www-swiss.ai.mit.edu/samantha/table-of-contents.html
Информация практически обо всех известных породах собак: http://www.zmall.com/pet_talk/dog-faqs/breeds/
[НАЧАЛО СТРАНИЦЫ]
[ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА][СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА]
[ОГЛАВЛЕНИЕ][ПРЕДМЕТНЫЙ
УКАЗАТЕЛЬ]
Просьба присылать замечания и предложения по адресу: www@chemnet.chem.msu.su. Последние изменения внесены: 14 Июль, 1997
(C) D.N. Rassokhin, A.I. Lebedev